Сет Годин: Проект «Домино» — как перестроить книгоиздание
Книгоиздание меняется. За последние годы оно меняется быстрее, чем за весь последний век. Я был достаточно настойчив, чтобы тоже кое-что сделать для этих перемен: побуждал к действию, теребил, размышлял о том, что нас ждет.
Сегодня я рад рассказать о том, что ждёт в будущем меня:
– изобретение заново способа создания книг, когда посредник уже не столь важен;
– изобретение заново способа продажи книг, когда ваше племя уже определилось и работа с ним уже проведена;
– изобретение заново способа чтения книг, учитывая, что альтернативу им найти теперь гораздо проще;
– поиск и возможность задействовать хорошие идеи и отличных авторов, соединение их с читателями, которым они интересны.
Концепция бумажной книги как просто упаковки для информации постепенно устаревает. Должны быть ещё какие-то причины для существования бумажной книги: иначе умные люди переключатся в цифровой формат, или прочтут лучше что-нибудь бесплатное. Однако книга – это всё ещё идеальный инструмент для распространения важных идей. Смысл книги в том, чтобы распространяться, чтобы играть роль манифеста, чтобы люди могли жить в одном ритме с другими, чтобы можно было что-то давать, получать и передавать из рук в руки.
Наша цель – предложить идеи, которые людям нужны и которые люди захотят распространять, принимать, относиться к ним как к своим, а также изменить характер человеческих разговоров. Совместно с прекрасной командой в Amazon.com я начинаю новый издательский проект, «
Для таких издателей (в отличие от тех, кто издавал учебники и прочие книги не потребительского плана) всегда главным было рассказать массе людей о своих книгах, побудить их понять и прочитать эти книги. В основе этого бизнеса были несколько базовых принципов:
1. У посредника (книжного магазина) есть существенная власть. Место на полках ограничено, и книг больше (гораздо больше), чем места на полках. Если книга не на полке, то она не продается. Вот почему книги издаются по совершенно дикой модели со стопроцентной накруткой в магазине. Крупные книжные магазины могут выставлять тысячи книг и возвращать те, что не продаются. Крупные магазины могут повлиять на то, что говорится на обложке, на название книги и даже получить бонусы за выставление книги на полках.
2. Аудитория в основном незнакома издателю, а значит, и автору. Даже авторы, располагающие большим числом поклонников, все равно «начинают с нуля» с каждой книгой, потому что у них нет разрешения (или необходимых данных), чтобы связаться со своими читателями напрямую.
3. Ценообразование и продукт статичны и меняются медленно. После публикации цена фиксируется насовсем. Добавьте черепашью скорость, с какой книга движется от задумки до публикации, и перед вами система, которая не радует ни издателя, ни читателя.
4. Книги в принципе сложно распространять. Идеи, содержащиеся в книге, расходятся с определенной скоростью; однако процесс рекомендации книги и побуждения к ее покупке слишком медленный или непроработанный. Если учесть, насколько важны идеи, излагаемые в книгах, то в этой цепочке слишком много слабых звеньев. Стоит заново обдумать, как издательство могло бы перестроить себя, ориентируясь на идеальную цель – распространения идей.
Интернет и Kindle меняют все эти правила. А проект «Домино» нацелен на то, чтобы (хотя бы своим примером) перестроить многие из этих фундаментальных предпосылок:
1. Посредника нет. Длина полок бесконечна, а издатель контролирует, что и как видит читатель. Вдобавок, платформа Amazon позволяет крохотной организации глубоко проникнуть в рынок, не принимая на себя излишних складских издержек. «На платформе Amazon» – так звучит лозунг проекта, и это его уникальная особенность. Я беру на себя придумывание очередной идеи, а Amazon – печать, логистику и платформу для социальных связей.
2. Читатель тесно связан с издателем и автором. Если вам нравится то, что я пишу или рекомендую, то вы можете подписаться
3. Ценообразование может зависеть от объема, от времени и от формата. В этом проекте я принял решение – игнорировать правила, которым следуют издатели, чтобы попасть в список бестселлеров New York Times. Нет смысла ухудшать качество сервиса или продукт только для того, чтобы потешить свое эго и получить немного рекламы. В следующих постах я ещё затрону эту тему; сейчас я призываю вас использовать воображение.
4. Цифровые товары и манифесты в книжной форме упростят распространение сложных идей. Меня всегда расстраивало, что пост в блоге может прочитать в 100 раз больше людей, чем книгу; однако, в посте сложнее донести тонкие нюансы, чем в книге. «Проект «Домино» основан на принципиально другой «вирусной» модели – той, что позволяет автору напрямую достучаться до людей, которым была бы полезна идея, о которой он пишет.
«Проект «Домино» назван в честь эффекта домино – бизнес-идеи могут быстро распространяться, перемещаясь в ранее статичной среде. Наша миссия — не в том, чтобы стать машиной для продвижения, сосредоточенной на привлечении больших масс людей или на размещении больших рекламных блоков в традиционных медиа. Вместо этого мы хотим воспользоваться возможностью выбирать и распространять манифесты, оптимизированные для конкретного племени, для небольшой группы, которая хочет взять эти идеи, вдыхать их и распространять. Хорошие идеи будут распространяться сначала от человека к человеку, потом от одного круга к другому, и, наконец, между большими группами.
Ну, я уже достаточно сказал для одного поста. Я работал над идеями «Проекта «Домино» с тех пор, как опубликовал свою первую книгу в 1986 году. Первые манифесты появятся только через несколько месяцев, но вы можете следить за блогом «Проекта «Домино».
Сет Годин, перевод и публикация на русском: Slon.ru
Согласен с господином Годиным на все 100%.
“Традиционное” продвижение литературы умерло, даже не успев родиться,мы в России только на шажок отодвинулись от “советского прилавка”(и в ментальном отношении тоже), сделав доступ к книге открытым, остальное не изменилось!
Все маркетинговые “фишки”слямзили у продуктового и не только продуктового ритейла.
“Традиционная” логистика, где много заноз и тупиков - устарела еще в 20 веке.
Мы не можем наладить обмен информацией между издателем и продавцом, куда нам еще пытаться донести, что-то и до конечного покупателя?!!
И наконец-то такой человек , начинает дорогу, которую нам не начать ни при каких обстоятельствах!
Дорогой Сет, завидую Вам белой завистью!!
Молодец!!!
Оставить комментарий