Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Александр Иванов «Рынок — это вообще полная х…ня»

2 Декабрь 2011 Один комментарий

Глава издательства Ad Marginem презентует на non/fiction«Альянс независимых издателей и книгораспростра­нителей», цель которого - «расширить пространство чтения» и уйти от образа книги-как-товара. Лев Данилкин поговорил с Ивановым об альянсе и зачем он нужен.

- Так у вас уже прямо и манифест есть настоящий, ну и ну.

- Мы просто оформили какое-то общее чувство типа «надо создавать параллельную книжную Россию» в слова. Нужно захватывать некнижные пространства - музеи, улицы. В народ идти. Не фиг думать, что если ты издатель, то должен в офисе сидеть, продавать книги будет другой, а рассказывать о них - третий. И главное: послать на х... сети и выходить на улицу. Типа - «окьюпай Уолл-стрит».

- А смысл - сделать книжную экономику прозрачной, ­превратить рынок из спекулянтского в «честный»?

- Рынок - это вообще полная х...ня. Надо начинать не с этого, а с гуманитарного поворота, с разговора с читателями на человеческом языке. Мы тут в Красноярск ездили - проблема не в том, что книг там не хватает, а в том, что вместе с книгами надо везти в провинцию и читателей. Там на ярмарке наших читателей было процентов двадцать, остальные пришли за условным АСТ. При этом у них есть Центр современного искусства, где проходила «Ночь музеев». Вот там наших читателей - 90 процентов.

- А разница? Когда они читают Прилепина, изданного в Ad Marginem, они ваши, а когда «астовского» - уже не ваши?

- Разница в атмосфере, в наборе книг, в сочетании книги и музыки правильной, да куча всего.

- Быть «независимым издателем» - за этим стоит какая-то политическая идеология? Вот если Сурков сделает свое маленькое частное издательство, вы примете его в альянс?

- Суркова не возьмем, от него баблом за версту воняет. Идеология есть: независимый - это тот, для которого на первом месте не прибыль, а «миссия» - культурная, образовательная и так далее.

- Ну у Corpus тоже наверняка есть миссия, притом что это АСТ. Может, вы не независимые, а просто неудачники, которые не смогли придумать эффективную модель сотрудничества с крупной издательской крышей?

- У Corpus есть миссия «обменять свободу на деньги» - они же с деньгами работают, перекупают у независимых их авторов. У Symposium вот Эко перекупили. Неудачники - конечно. Но штука в том, что мы эту «неудачу» по-другому понимаем. Ну представь, что Яков Хелемский (глава АСТ. - Прим. ред.) или Олег Новиков (глава «Эксмо». - Прим. ред.) общаются с правильными пацанами - нефтяниками или банкирами. И те им говорят: мужики, че вы х...ней маетесь? Какие книги? Вы же лузеры по определению! Это не бизнес! Вот это настоящие «неудачники», а мы как раз нет.

- Ну а если ты сам когда-нибудь станешь Новиковым или Хелемским, если у тебя будет свой большой бизнес?

- Я же гуманитарий, мы все такие, какой бизнес! Это как разница между сокровищем и капиталом. Медведев на открытии большого театра сказал, что это наше национальное сокровище и одновременно бренд. Так вот тут надо выбирать: или крест сними, или трусы надень.

- Но вы ведь создаете организацию, которая должна изме­нить положение дел в стране. Вы должны придумать, как создать альтернативную инфраструктуру. Ведь вся эта ярмарочная, мобильная инфраструктура - она ж непрочная, ­ненастоящая.

- Так она и должна такой быть. Проблема ведь не в «материи», не в логистике и всем таком, а в «духе». Есть дефицит идей, атмосферы правильной, а не условных книг. Книги есть - можно через «Озон» все заказать; читателей нет. Это не проблема России как территории. Это как начало эллинизма - Македонский собрал все свое войско на маленьком стадионе. Физическое пространство не надо смешивать с пространством чтения.

- Как выглядит этот читатель, которого вы хотите «разбудить»?

- Ну, разные типы есть. Можно разбудить старого советского итээровца, можно хипстера, но главное - это нишевание, индивидуальный подход, типа списка Дез Эссента у Гюисманса. Странное чтение - оно всегда и у всех странное, в этом смысле нет бестселлеров, как нет «девяносто-шестьдесят-девяносто».

- У вас такой хороший, обстоятельный манифест - и коротенький раздел «финансирование»...

- Да бабки у всех будем брать. Ревазов обещал дать деньги на сайт, Григорьев - на ярмарки, Прохорова - на летний книжный фестиваль в Красноярске, Политех дает бесплатное помещение и столы. Ну и так далее.

- А к Путину с этим манифестом пойдете? Или западло - ломать шапку перед государством?

- Зачем мне Путин? Он же менеджер, а не политик. Я бы пошел к настоящему политику - ну типа к Мальро или Фурцевой. Они же ничего не понимают в свободе, они думают, что это техническая, маркетологическая проблема. Потому и книг не читают. Последним читателем тут был Горбачев.

Источник: Афиша

Еще по теме:

Метки: ,

Один комментарий »

  • Интересные книги пишет:

    Мда, напоминает ситуацию с кино. Какие-то эстетствующие типы, вместо того, чтобы дать читателю (в случае с кино - зрителю) то, что ему нужно и то, что он хочет, пытаются всучить ему (читателю-зрителю) что-то свое. И при этом утверждают, что читатель не тот мол, ничего не понимает и т.п.
    Дайте человеку то, что он хочет, то, что покроет его потребности и тогда и спрос будет и денег ни у кого не надо будет просить на свое г-но.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8