Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Независимые издатели начали битву за регионы

15 Декабрь 2011 Нет комментариев

Члены Альянса независимых издателей и книгораспространителей России собираются отвоевать у корпораций провинциального читателя.

В рамках только что завершившейся книжной ярмарки Non/fiction был презентован проект Альянса независимых издателей и книгораспространителей России.  Члены инициативной группы альянса  (в него вошли  издательства Ad Marginem, «Текст», «Лимбус-пресс», книжный магазин «Фаланстер» и компания «Берроунз», о готовности вступить объявили «Издательство Ольги Морозовой», «Логос», «Классика ХХI век» и несколько других) сообщили, что объединились с целью дать бой издательствам-мэйджорам – не столько экономический, сколько идеологический.

Крупные издательские корпорации, такие как «АСТ» и «Эксмо», используют закрытые сети распространения для своих книг, что привело к их фактической монополии на региональном рынке. Современный читатель в провинции лишен выбора и достоверной информации. Логический итог – потеря доверия к книге и падение престижа чтения. О вреде монополий говорил и пришедший на презентацию альянса  заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, который пообещал поддержать «независимых» – правда, не рассказал насколько и каким образом.

Однако сам факт присутствия «профильного министра» был очень важен, поскольку помог урезонить скептиков, считающих создание альянса бессмысленным жестом отчаяния. Члены оргсовета Альянса независимых издателей рассказали обозревателю «МН» о первых практических шагах, которые они собираются предпринять.

Александр Иванов, главный редактор издательства Ad Marginem

– Сейчас вы говорите о создании нового книжного пространства. Но оно ведь было в 90-е. И вы сами его отдали.

– Ты обратила внимание на то, сколько корпоративной рекламы на улицах Москвы? У нас забрали город. Забрали книжные магазины. Я изобрел такой термин «генномодифицированная книга». Проблема крупных  корпораций в том, что они даже если выпускают хороших авторов,  то все равно не умеют сделать так, чтобы книга стала чем-то большим, чем просто товар.

– Выступивший на презентации альянса  замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев упомянул  антимонопольное законодательство, которое было принято в Америке с целью ограничить экспансию крупных издательств. Почему вы не поставите вопрос  о принятии такого закона в России?

– Согласен, нам надо овладевать этой риторикой. Надо научиться говорить на языке антимонопольного законодательства. С другой стороны, издательские пирамиды долго не держатся. Я уверен, они сами рухнут. Нам надо отбежать, чтобы не быть погребенными под этими обломками. В регионы – в Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород. Создать новые площадки. Реанимировать книжную топографию старой Москвы: Китайгородская стена, Кузнецкий мост, Сухаревка. Сейчас мы пойдем с Сергеем Капковым договариваться о том, чтобы на Никитском бульваре возродить нечто подобное тому, что делали имажинисты в 20-е годы. Там будут стоять молодые современные писатели и продавать свои книги. Наша логика такова: раз  книжная территория оккупирована – ок,  мы ее оставляем. Мы будем работать на некнижной территории. В центрах современного искусства. В точках джентрификации.

В Европе сейчас популярен формат букмаркета выходного дня: издатели выходят на площадь вместе с букинистами, старьевщиками и антикварами. Вы на «Фабрике» делали нечто подобное. Собираетесь продолжать?

– Собираемся. Опыт ярмарки в Политехническом доказал, что устраивать подобные мероприятия  реально выгодно. Для примера: мы потратили 55 тыс. руб. на маленький стенд в рамках ММКВЯ (Московская международная книжная выставка-ярмарка. – «МН») и продали там книг на 65 тыс., то есть «не отбились». А на безбюджетной ярмарке в Политехе мы за полтора дня под проливным дождем собрали 45 тыс. руб. Для сравнения: наш месячный оборот в магазине «Москва» 30 тыс. Считай, что мы открыли магазин «Москва». В следующем году мы проведем книжные ярмарки в Нижнем Новгороде, в Перми, пять-шесть ярмарок в Москве. Вход для независимых издательств на эти ярмарки будет бесплатным, это принципиальная позиция. Мы собираемся подтянуть для этого параллельные бюджеты – региональные, министерские, среднего бизнеса. При этом  речь идет о крайне небольших суммах. Ярмарка в Политехе обошлась нам в 90 тыс. руб. То есть это вполне реально организовывать часто. Наш план-максимум на ближайший год – шесть ярмарок в Москве и шесть в регионах.

– Мне кажется, рабочая модель – это ярмарка в месяц, в одной только Москве.

– Проблема независимых еще и в том, что они дико обеднели. Мало новинок. Повторять один и тот же набор не имеет смысла. Конечно, мы будем работать со старым фондом. Мы придумали формат маленькой дешевой книжки, издание которой обходится в 1,5 тыс. долл. В таком формате уже вышел Лимонов, скоро появится Роман Сенчин о Туве. Маленькие живые книжечки – такой ярмарочный вариант. Главная задача сейчас – не завалить новыми книгами и ярмарками, а создать информационное поле, сделать хороший и работающий сайт.  «ЭКСМО» и «АСТ» надо побеждать на территории новых технологий. Большие издательства – консервативные и неповоротливые структуры. А мы маленькие и юркие.

Николай Охотин, директор компании «Берроунз/медленные книги»

– Хроническая проблема небольших издательств – доставка книг в регионы. Вы как ответственный за дистрибуцию знаете, каким образом альянс собирается ее решать?

– Первый шаг – заполнение информационной лакуны.  Это не требует больших денег, для этого нужен человеческий ресурс. Любой агент книжного рынка должен знать, что есть место, которому он доверяет, где аккумулируется вся профильная информация. Газета «Книжное обозрение» долгое время пыталась это создать, но тщетно. Поскольку их информация о книгоиздании завязана на поступлениях в Ленинку, которые когда-то были обязательными для всех издателей. Но теперь издатели это правило игнорируют. Какой смысл  тратить время и деньги, чтобы отправлять свои экземпляры в Ленинскую библиотеку или Книжную палату? Эта система больше не работает. Наша первая задача – создание нового информационного поля. Но как сделать так, чтобы эта система заработала. И тут ключевое слово – доверие. Не просто финансовое, а иного характера.

– Что это будет – интернет-ресурс, образовательная программа?

– Безусловно, сайт. Образовательные тренинги? Мы тоже собираемся их делать. Теория малых дел: мы не можем потянуть без государства образование библиотекарей, а вот образование сотрудников региональных книжных магазинов можем. Это нам по силам. И мы это сделаем. Очень скоро они будут приезжать, чтобы стажироваться в «Фаланстере» и в том же магазине «Москва».

– Очень хорошо, регионы информационно подкованы. Они говорят: мы хотим такие-то и такие-то книги. Каким образом будет выстроена логистика?

– Очень просто. Если человек знает, чего хочет, и обращается ко мне, то я знаю, как сделать так, чтобы он это получил. Транспортная компания существует. Запаковать коробки нетрудно. Есть склады. Тот же магазин «Пиотровский» в Перми моими доставками пользуется и не жалуется. Книги доходят за 3–4 дня. Поймите, люди просто не знают, что они могут заказать и где – это информационная проблема. А вся эта пресловутая дорогостоящая  логистика складов и транспорта – полная фигня.

Борис Куприянов, руководитель проекта «Фаланстер»

– Можно насытить рынок, но как создание альянса поможет решить проблему читателя, точнее, его отсутствия?

– Через десять лет в России, возможно, появятся люди, которые читают книги. И лично меня только это греет. С экономической точки зрения мы не умрем. Даже если все книжные магазины закроются, мы свои 2 тыс. читателей всегда найдем. Но нам неинтересно мыслить экономическими категориями, подобная логика себя дискредитировала. Наша задача не техническая, а гуманитарная. Понимаете, книжный бизнес немножко больше, чем просто бизнес. Сейчас это становится очевидно. Вчера я гулял по Москве с директором магазина Waterstone's , который был крайне удивлен, что мы не относимся к книге как к средству коммуникации…  Он был поражен, что сеть магазинов «Буква» принадлежит одному издательству – «АСТ». В Европе такая ситуация невозможна. Там уже давно догадались, что в отношении книги одни лишь экономические законы не работают.

– И тем не менее скучные экономические проблемы тоже надо решать. Как вы собираетесь поддерживать друг друга в рамках альянса? Какую реальную выгоду получит вступивший в ваши ряды?

– В регионах много независимых книжных магазинов: они маленькие, ими владеет один хозяин. Они не знают, где брать книги и какие книги брать. Они заложники единственной системы распространения, которая себя дискредитировала.  При современном развитии транспортных средств доставляется из Москвы в Пермь за очень небольшие деньги. Килограмм стоит 7 руб. – 3 руб. на книгу. Это ничтожные деньги. Но мы разучились это делать. Наша задача – научить. Не только организовывать  ярмарки – хотя это первостепенная задача – но и обучение продавцов. Гранты на обучение продавцов, разъяснение, что такое работа менеджером по продажам книг. Работа с библиотеками. Создание информационного сайта, где будут сосредоточены новинки большинства независимых книжных издательств. Ревизия книжных магазинов. Регулярные книжные ярмарки – в Москве и регионах. Это очень большая работа, которая предстоит альянсу.

– На презентации альянса выступали независимые издатели, потенциальные члены, и их риторика  сводилась к традиционным жалобам и надежде на помощь свыше. Тогда как альянс нацелен, насколько я понимаю, на инициативу и самоорганизацию.

– Мы будем рады поддержке государства, но в принципе рассчитываем на свои силы. Мы не должны говорить, что во всех наших бедах виноваты плохой «АСТ», плохое «ЭКСМО», плохое государство. Мы должны сами себе помочь, а не ждать, что это сделает кто-то другой. Светлое будущее наступило: мы в нем живем и работаем. А то, что на презентацию нашего альянса пришли Василий Бычков и Владимир Григорьев, – это важно.  И связано с тем, что появилась какая-то новая инициатива, и им это тоже интересно.

Наталья Бабинцева, источник: Московские Новости

Еще по теме:

Метки: ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8