Ирина Федосова: издатель чувствует бестселлер еще до выхода
Директор редакции деловой и учебной литературы издательства "Эксмо" Ирина Федосова рассказала корреспонденту "Денег" Александру Соловьеву, что книга, чтобы хорошо продаваться, должна быть прежде всего реакцией на тот или иной общественный интерес.
— Что такое бестселлер? Всегда ли это хорошая книга?
— Это книга, которую покупают, которую любят. И не просто покупают, а покупают в больших количествах. Бестселлеры бывают разные. Бывают массовые, бывают нишевые. Массовый бестселлер на рынке деловой литературы, например,— это от 10 тыс. экземпляров в год. Бестселлер — книга, тщательно отработанная автором и издателем. Она может быть маленькая или большая, высокоинтеллектуальная или наоборот, но это всегда качественно отработанный продукт. Так что бестселлер — да, это хорошая книга.
— Качественно отработанный продукт — нельзя ли подробнее?
— Успех книги определяется сочетанием многих факторов, и уровень качества — в их числе. При этом для каждой ниши существуют свой набор факторов и свои показатели качества, в частности полиграфического. Например, в нише нормативной литературы бестселлер — это издание актуальное и дешевое. Чтобы обеспечить низкую цену, книги печатаются на газетной бумаге. А для бизнес-книги газетная бумага неприемлема. В случае бизнес-литературы требования к качеству полиграфии очень высокие.
— Как быстро книга достигает бестселлерного уровня продаж?
— Издатель чувствует бестселлер еще до выхода, готовится, так что книга достигает бестселлерных продаж уже в первый месяц реализации. Первый месяц — решающий для формирования бестселлера. К бестселлеру должен быть готов издатель, должны быть готовы оптовики, к нему готовят читателя.
— Что такое готовность издателя к бестселлеру?
— Это готовность печатать книгу большим тиражом. Скажем, на рынке деловой литературы — не менее чем в 5 тыс. экземпляров. При этом издатель сразу закладывает рекламную кампанию этой книги, заранее информирует оптовиков и собирает предварительные заказы.
Что касается оптовиков, то они формируют свой заказ на книгу, исходя из собственных представлений о ее потенциале, аудитории, возможном спросе. Большой, бестселлерный заказ — это риск, и оптовик должен поверить в книгу, чтобы на него пойти.
— Получается, что издатель и продавец все решают за читателя?
— Отнюдь. Бестселлером книгу делает читатель — покупает именно ее, выбирая среди множества изданий. И в тот самый первый месяц продаж как раз читатель своими покупками определяет, угадал издатель с книгой или нет.
— Как же угадать ожидания покупателя?
— Надо чувствовать, какие темы актуальны. Например, пару-тройку лет назад в стране начал резко расти интерес к теме Google. Новый поисковик приходит в Россию с амбициозными планами, с собственником-выходцем из России. Мы выбрали, на наш взгляд, наиболее удачную из книг об этой компании и назвали ее "Google. Прорыв в духе времени". В итоге получили хороший бестселлер в 2007 году.
А весной 2008 года все только и говорили что о президентских выборах. Была задача — успеть сделать книгу о новом президенте к инаугурации. Вместе с "Ъ" мы успели и получили отличный бестселлер Андрея Колесникова — "Раздвоение ВВП".
— Так ли уж много издательство зарабатывает на бестселлере, учитывая затраты на рыночное сопровождение такой книги?
— Большинство издателей работает по блокбастерной модели, получая хорошую и быструю прибыль именно на группе бестселлеров.
— Блокбастерная модель спасает и в кризис? Или книжная отрасль его пока толком не ощутила?
— Ощутила, но не в полной мере. Издательства уже потихонечку готовятся: сокращают издание книг, которые даже потенциально могут попасть в "долгоиграющую" группу С и уж тем более D. Если раньше мы издавали практически все, на что покупали права, то теперь стараемся сконцентрироваться на книгах групп А и В и минимизировать вложения в остальные, зафиксировав их на уровне авансов за авторские права.
Надо сказать, что магазины при закупках, при заполнении полок ориентируются все-таки на оборачиваемость. Так что мы вполне можем ожидать дальнейшего развития интернет-магазинов и специализированных магазинов, которых сейчас очень мало и в которые уйдет литература групп C и D. Сейчас интернет-магазины, как правило, не очень рентабельны и поэтому не могут себе позволить работать с большим ассортиментом нишевой ликвидной продукции. Но кризис может эту ситуацию изменить.
— Если издатели перестанут в таком диком количестве выбрасывать новинки на рынок, может, всем от этого только легче будет?
— Я не знаю про всех — может, кому-то и будет легче. На мой взгляд, в целом читатель от этого проиграет. Кроме того, я не думаю, что в ближайшие три года книжный рынок существенно уменьшится. Просто издатели станут более внимательны к читателям, к магазинам.
Александр Соловьев
Источник: Журнал «Деньги»
Оставить комментарий