Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Книжные гонки: лучшие деловые и публицистические книги 2008 года

15 Декабрь 2008 Один комментарий

В секторе деловой и публицистической литературы бестселлеры по наименованиям занимают от силы 1-1,5% рынка, а по доходам — 15-20%. Естественно, что издательства рвут друг у друга продвинутых авторов и раскрученные темы, дерутся на виртуальных аукционах за права на успешные западные книги, серьезно вкладываются в рекламу. Потому что экономическая и имиджевая отдача от бестселлера всегда неизмеримо выше затраченных средств и усилий.
Журнал "Деньги" опубликовал двадцатки лучших книг в сегментах деловой и публицистической литературы и прокомментировал получившиеся результаты.

Деловая литература

Согласно рейтингу, составленному журналом "Деньги", топ-20 книг в сегменте деловой литературы за 2008 год выглядит следующим образом.

  1. Ричард Брэнсон. К черту все! Берись и делай-2. Альпина Бизнес Букс, 7000 экз.
  2. Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстралле. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие. Манн, Иванов и Фербер, 4000 экз.
  3. Коносуке Мацусита. Принципы успеха. Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  4. Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. Альпина Бизнес Букс,15 000 экз.
  5. Дональд Трамп. Мысли по-крупному и не тормози! Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  6. П. Франкел. Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе. Сотня подсознательных ошибок, вредящих карьере женщины. Вильямс, 3000 экз.
  7. Ричард Темплар. Правила жизни. Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  8. П. Франкел. Хорошие девочки не становятся лидерами, или 99 способов стать топ-менеджером. Вильямс, 5000 экз.
  9. Джеймс Борг. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей. Претекст, 2000 экз.
  10. Андре Кукла. Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь. Альпина Бизнес Букс, 7000 экз.
  11. Ричард Темплар. Правила богатства. Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  12. Стивен Кови, Роджер Меррилл, Ребекка Меррилл. Главное внимание главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие. Альпина Бизнес Букс, 7000 экз.
  13. Ричард Темплер. Правила карьеры. Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  14. И.Ашманов, А. Иванов. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. Питер, 5000 экз.
  15. Лоис П. Франкел. Хорошие девочки не становятся богатыми. 75 финансовых ошибок, которые обычно совершают женщины. Вильямс, 3000 экз.
  16. Мария Урбан. Успех чужими руками. Эффективное делегирование полномочий. Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  17. Гэвин Кеннеди. Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах. Альпина Бизнес Букс, 5000 экз.
  18. Лоис П. Франкел. Хорошие девочки не делают карьеру. 8 проверенных стратегий выбора пути к успеху вопреки самим себе. Вильямс,7000 экз.
  19. Ричард Брэнсон. К черту все! Берись и делай! Альпина Бизнес Букс, 15 000 экз.
  20. Алан Гринспен. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. Альпина Бизнес Букс, 6000 экз.

Строго говоря, лучшие 20 книг за год — это 20 бестселлеров, то есть книг не только хорошо и грамотно изданных и не просто востребованных, а проданных наибольшим возможным тиражом.

Двадцатка также показывает, что деловых отечественных книг наш читатель не видит в упор. Или они настолько нехороши, что в двадцатке всего два отечественных деловых издания: "Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах" Игоря Ашманова и Александра Иванова и "Успех чужими руками. Эффективное делегирование полномочий" Марии Урбан.

Кто же эти лидеры, список которых определил наш читатель? Известные из года в год западные авторы со своими перепечатками и переизданиями переизданий: Ричард Брэнсон ("К черту все! Берись и делай-2"), Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале ("Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие"), Коносуке Мацусита ("Принципы успеха"), Стивен Р. Кови ("7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности"), Дональд Трамп ("Мысли по-крупному и не тормози!"), Лоис П. Франкел ("Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе. Сотня подсознательных ошибок, вредящих карьере женщины"), Ричард Темплар ("Правила жизни" и "Правила богатства"), Джеймс Борг ("Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей") и вновь Стивен Кови, на этот раз в соавторстве с Роджером Мерриллом и Ребеккой Меррилл ("Главное внимание главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие").

Что происходит? Реальных, прорывных, новых тем в сфере деловой литературы в 2008 году не было. Точнее, они были и есть, но книги о кризисе начнут выходить лишь в самом конце нынешнего года. Книги же, составившие наш рейтинг, либо вышли в 2007 году, либо это переработки еще более ранних бестселлеров, "кастомизация" массового продукта. Издатели вполне профессионально отработали интерес читателей к звонким именам. Единственным исключением из этого списка можно считать книгу Алана Гринспена "Эпоха потрясений", но и здесь громкое имя явно стало одним из главных элементов маркетинговой кампании. Более того, "Эпоха потрясений" — не столько деловая, сколько публицистическая книга; впрочем, то же можно сказать и о многих других лидерах рейтинга.

Большая часть участников рейтинга — книги не о самом бизнесе (тут скорее нужны учебники), а о сопутствующих бизнесу качествах, условиях и человеческих навыках. Строго говоря, это деловая публицистика. Соответственно, специализированная литература, посвященная той или иной конкретной проблематике, вряд ли может рассчитывать на массовые продажи и никогда не войдет в список бестселлеров.

Публицистическая литература

Лучшие 20 книг 2008 года среди публицистики выглядят следующим образом.

  1. Барак Обама. Дерзость надежды. Азбука-классика, 25 000 экз.
  2. Проект Россия. Эксмо, 15 100 экз.
  3. Михаил Леонтьев. Большая игра. АСТ, Астрель, 10 000 экз.
  4. Николай Стариков. Шерше ля нефть. Почему наш стабилизационный фонд находится там? Питер, 4000 экз.
  5. Андрей Колесников. Фарс-мажор. Актеры и роли большой политики. Коммерсантъ, Эксмо, 5000 экз.
  6. Проект Россия. Книга 2. Выбор пути. Эксмо, 10 000 экз.
  7. Дмитрий Пучков. За державу обидно. Вопросы и ответы про СССР. Крылов, 7000 экз.
  8. Наоми Кляйн. Доктрина шока. Добрая книга, 5000 экз.
  9. Николай и Марина Сванидзе. Медведев. Амфора, 10 000
  10. Д. Медведев. Черчилль: частная жизнь. Рипол Классик, 5000 экз.
  11. Игорь Пыхалов, Александр Дюков. Великая оболганная война-2. Нам не за что каяться! Эксмо, Яуза. 2008. 4000 экз.
  12. Даниэль Эстулин. Кто правит миром, или Вся правда о Бильдербергском клубе. Попурри, 5100 экз.
  13. Сергей Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. Эксмо, 3100 экз.
  14. Валерий Панюшкин, Михаил Зыгарь. Газпром. Новое русское оружие. Захаров, 30 000 экз.
  15. Юрий Мухин, Александр Шабалов. Почему врут учебники истории. Алгоритм, 6000 экз.
  16. Александр Саенко. Властелин мира. Скандальная биография Уинстона Черчилля. Фолио, 3000 экз.
  17. Максим Калашников. Цунами 2010-х годов. Фолио, 10 000 экз.
  18. Сергей Кара-Мурза. Демонтаж народа. Алгоритм, 4000
  19. Н. П. Бехтерева. Магия мозга и лабиринты жизни. Дополненное издание. АСТ, Сова, 15 000 экз.
  20. Егор Гайдар. Гибель империи. Уроки для современной России. Российская политическая энциклопедия 8000 экз.

В сегменте публицистики читатель по большей части обращает внимание не на имена, а на темы, что в общем-то естественно. Выборы в России, выборы в США, цены на нефть и теория заговора во всех ее проявлениях, особенно на фоне разворачивающегося кризиса,— именно эти вопросы сейчас больше всего занимают читателя, и такие книги пользуются наибольшим спросом, продаются наибольшими тиражами, то есть становятся бестселлерами.

Обилие тем дало возможность успешно сыграть на поле политической публицистики многим издателям. В лучшую публицистическую двадцатку вошли книги 18 издательств (некоторые в соавторстве).

Деловая двадцатка была сформирована всего пятью издательствами. Кстати, можно поздравить издательство "Альпина Бизнес Букс". В первой двадцатке лучших деловых книг года 13 (!) позиций занимают книги, выпущенные "Альпиной", а в первой пятерке книг — аж четыре ее книги. Невероятная эффективность для сравнительно небольшого, не универсального издательства. О чем это говорит? О замечательной селекционной работе, прекрасной интуиции и остром чувстве спроса. Очевидно, что, если книга и автор долго находят спрос, это значит, что издатель почувствовал момент истины еще до его, момента, рождения.

Не можем не порадоваться за нас — за книжный проект издательского дома "Коммерсантъ", который мы ведем параллельно рубрике "Литгид" в журнале "Деньги". Лучшей бизнес-книгой 2007-2008 годов (по версии журнала "Свой бизнес") в номинации "Бизнес-истории" стала книга Максима Котина "Чичваркин Е...гений", выпущенная "Коммерсантом" в содружестве с издательством "Питер" (кстати, существует и ее аудиовариант). Издание вошло в пятерку самых продаваемых деловых книг 2007 года и по определению не вошло в топ самых продаваемых книг 2008-го. Потому что книга уже распродана. Да и герой ее свой бизнес практически покинул. Вот судьба деловой публицистики — она, как вчерашняя газета, никого не интересует.

Владислав Дорофеев, Александр Соловьев
Источник: Журнал «Деньги»
Рейтинги продаж размещены по данным адресам: 1, 2

Еще по теме:

Метки: ,

Один комментарий »

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Интересно, а куда делся Владимир Мединский со своими “Мифами о России”? Суммарный тираж первой книги - более 50 000… В этом случае он вообще должен наверху списка находиться!
    В общем - вопросы, вопросы…

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8