Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Стратегия книгоиздания в 2009 году

11 Январь 2009 3 коммент.

Даже в самые тяжелые времена развития мирового финансового кризиса и возрастающих на этом фоне рисков и неопределенности компании-книгоиздатели будут пытаться выживать и развиваться, приспосабливаясь к новым условиям. Без разработки грамотной стратегии такого развития, без максимального полного учета всех возможных сценариев в новом, непростом для всего бизнеса, 2009 году невозможно будет обойтись ни одной компании.

Попробуем проанализировать возможное поведение крупных игроков книжного бизнеса в это кризисное время и их планы на будущее, на основе имеющейся открытой информации и наших собственных источников.

1. По всем "докризисным" прогнозам ведущих консалтинговых фирм, в период до 2015 года ожидалось плавное увеличение книжного рынка. О каких либо серьезнейших, системных причинах, угрожающих всему книжному бизнесу, говорить пока не приходится. В условиях финансового кризиса очевидно, что в первую очередь пострадает внедрение и развитие новых, технологичных форм книжной и околокнижной продукции, таких как, например, аудиокниги, традиционный же книжный рынок будет существенно затронут только в случае дальнейшего усугубления негативных тенденций. Так же вполне очевидно, что кризис приведет к банкротствам в первую очередь мелких издательств, что создаст благоприятные возможности для слияний и поглощений таких издательств крупными бизнесами. Так, например, по некоторым данным, группа компаний "АСТ" увеличивает сейчас поставки продукции с длительной отсрочкой платежей находящейся на грани разорения "Топ-Книге", что может свидетельствовать о желании получить контроль над этим крупнейшим дистрибьютором.

2. По нашим данным, даже при базовом варианте развития кризиса, предусматривающего мягкую рецессию экономики в целом, издательства ожидают падение продаж в среднем на 10%, а также смещение потребительского спроса в сторону книг с меньшей стоимостью. Вкупе с возросшей стоимостью кредитов, закрытием по прогнозу до 8% торговых точек и возрастающими отсрочками платежей это может привести к падению производства приблизительно на 30%.

3. Кризис ликвидности довольно ощутимо ударил по издательскому бизнесу, где традиционно сроки оборачиваемости средств довольно высоки. Несмотря на умеренную степень закредитованности основных компаний, резкое падение потока живых денег в связи с неплатежами от торговых сетей, в частности "Топ-Книги", уже сейчас приводит к вынужденному сокращению расходов (в том числе на персонал) и сворачиванию инвестиционных проектов. В этих условиях ожидаемо изменится стратегия компаний, собственные дистрибьюторские сети при их наличии будут переориентированы на максимальный сбор средств в ущерб развитию, а ассортимент литературы изменится за счет увеличения изданий с высокой оборачиваемостью. Кроме того, некоторые компании могут пойти на создание сомнительных финансовых схем выплат зарплаты и ухода от налогов, не исключено, что времена "черного нала" и "серой" зарплаты могут вернутся.

4. В условиях довольно значительной неопределенности с развитием общего экономического кризиса в рядах топ-менеджеров издательств существуют различные, порой противоположные мнения относительно способов и возможностей преодоления кризиса или по крайней мере максимально успешного выживания бизнеса. Единое мнение существуют лишь насчет сокращения издержек, все без исключения издательства проводят политику сокращения накладных расходов, АХО и ИТ бюджетов, сокращения бонусов персоналу и сокращения собственно самого персонала. Насчет других антикризисных мер мнения расходятся. Дополнительно повышение цен на издания на 7-10 процентов с одной стороны, позволить увеличить прибыль, с другой стороны, непредсказуемо скажется на объеме продаж. Большинство экспертов сходится во мнении, что спрос на книжную продукцию достаточно эластичен, и падение продаж произойдет не более, чем на 3%. Так что нам следует, видимо, готовится к скачку цен на книги. Однако некоторые издательства в отдельных нишах товаров могут в условиях общего роста цен провести, напротив, агрессивную ценовую политику, направленную на захват большей доли рынка в этой нише. Особенно это возможно будет в нишах с высоким уровнем цен, где уменьшение ее даже на 15% может привести, по мнению отдельных аналитиков, к увеличению количества продаж на 50%.

5. При общей ожидаемой переориентации издательств с развития и захватов рынка на получение cash flow следует ожидать уменьшения ассортимента книг за счет отказа от издания новых, малоизвестных авторов. Очевидно, что издательства будут держаться за своих "флагманов", проекты категории "А", приносящих сейчас львиную долю прибыли.

6. По нашим сведениям, в некоторых крупных холдингах рассматривался даже вариант прекращения производства на 2-3 месяца и поддержание оборота за счет распродажи складских остатков и уже отгруженных книг. Однако такая стратегия очень опасна, без новинок можно резко потерять позиции в книготорговых сетях, кроме того возможны юридические проблемы с авторскими правами и типографиями. Одним словом, последствия такого шага непредсказуемы, однако само его обсуждение говорит о серьезности проблем в отрасли.

7. Следует ожидать существенных изменений в рекламной и маркетинговой политике издательств. Эффективность различных маркетинговых инструментов, таких как щиты и растяжки на улицах, выкладки и стенды в самих магазинах и так далее и ранее была неопределенной и трудно формализуемой. А в условиях кризиса в первую очередь сокращаются расходы на слабо контролируемые категории.

8. Не секрет, что наиболее затратная часть производства книги это полиграфия. Поэтому сокращение затрат на непосредственно производство может оказаться весьма эффективным методом. Следует ожидать ухудшения качества и увеличения использования более дешевых материалов. Кроме того, возможна смена многими издательствами своих партнеров, например, ориентация на китайские типографии, где печать при сопоставимом качестве обходится значительно дешевле печати в России.

Таковы основные, на наш взгляд, тенденции изменения стратегии участников книжного бизнеса у нас в стране на период развития финансового кризиса. Но в любом случае не следует забывать, что главным фактором этого кризиса является непредсказуемость... поэтому все эти меры могут подвергнутся серьезнейшей корректировке в зависимости от изменения внешних условий.

Источник: Bookinside.ru

Еще по теме:

Метки: , ,

3 коммент. »

  • stussy пишет:

    думаю, полноцветных книг теперь не будет))

  • admin (author) пишет:

    Кстати, не факт. Во-первых, есть сегменты, в которых ч/б уже просто неактуально (детская литература, фотография, искусство). А во-вторых, несмотря на пессимизм розничных торговцев, пока нельзя сказать, что продажи полноцветов рухнули. Хотя, конечно, тут сказался предновогодний “подарочный” период. Посмотрим, что будет дальше.

  • Антон пишет:

    Ну про китайские типографии… это, хм.. доллар-то растет…

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8