Исследование “Рынок книг: читательская активность, покупка, каналы продаж”
3 Февраль 2009Один комментарий
Компания "РосБизнесКонсалтинг" провела маркетинговое исследование, посвященное изучению читательского спроса и поведения. По данным опроса, 96,6% московской интернет-аудитории прочитали хотя бы одну книгу за 9 месяцев с начала 2008 года. Доля не прочитавших за исследуемый период ни одной книги оказалась крайне мала - 3,4%.
Описание
Российский книжный рынок в последние 5 лет характеризуется относительной стабильностью. Объем рынка оценивается экспертами на уровне 2,2-2,5 млрд долларов в год. Незначительный ежегодный рост рынка в долларовом исчислении происходит, главным образом, вследствие инфляционных процессов и роста цен на книжную продукцию.
Одна из частых тем обсуждений среди специалистов и участников книжного рынка - читательская активность населения. О снижении интереса к чтению и замене его телевизионной и интернет-активностью говорят результаты многих исследований. Кроме того, в условиях кризиса книги, как товар не первой необходимости, могут в первую очередь испытать на себе отток потребительского спроса.
Целью настоящего исследования стало изучение читательского поведения жителей российских мегаполисов (Москвы и Санкт-Петербурга).
Настоящее исследование проведено компанией "РосБизнесКонсалтинг" посредством web-опроса (CAWI) на базе интернет-панели компании Online Market Intelligence (OMI).
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
оценить читательскую активность интернет-аудитории крупных городов (число прочитанных книг);
определить уровень читательской активности по жанрам (соотношение прочитанных книг по жанрам);
определить основные каналы приобретения книг, в том числе и по жанрам;
определить уровень знания книжных магазинов покупателями книг (закрытый список - "Библио-Глобус", "Библиосфера", "Букбери", "Буква", "Дом книги на Арбате", "Книжный лабиринт", "Книгомир", "Лас-Книгас", "Литера", "Молодая гвардия", "Москва", Московский дом книги", "Новый книжный", "Принт", "Республика");
определить сильные и слабые стороны книжных магазинов в глазах покупателей.
Все исследовательские вопросы рассматриваются в контексте социально-демографических (пол, возраст, доход) особенностей и жанровых предпочтений респондентов (при условии достаточного для анализа количества данных по конкретному вопросу). Респондентами опроса стали пользователи Интернета в возрасте 18-58 лет.
Основные выводы исследования (в сокращенном варианте)
Читательская активность
По данным опроса, 96,6% московской интернет-аудитории прочитали хотя бы одну книгу за 9 месяцев с начала 2008г. Доля не прочитавших за исследуемый период ни одной книги оказалась крайне мала - 3,4%. Представители читающей доли прочитывают за месяц в среднем около 2 книг. При этом женщины читают больше, чем мужчины. С ростом уровня образования увеличивается число прочитанных книг. Наиболее активный читательский возраст – от 30 до 50 лет.
Предпочтения по жанрам
По охвату читательской аудитории самым популярным литературным жанром среди москвичей оказался отечественный детектив. По данным опроса, он интересен 36% читателей-москвичей. При этом можно выделить преимущественно мужские (фантастика, книги по истории, аудиокниги) и преимущественно женские жанры (популярная психология, женский детектив, книги по приусадебному хозяйству).
Источники получения книг
Чаще всего книги для чтения покупаются. Тем не менее, есть ряд исключений. Так, например, детективы и женские романы нередко переходят из рук в руки. От 20 до 28% читателей данных жанров берут эти книги у друзей или знакомых.
Покупка книг
90% опрошенной интернет-аудитории покупали книги за исследуемый период (9 месяцев 2008 года). Женщины покупают больше книг, чем мужчины. Чаще других книги покупают люди в возрасте от 31 до 40 лет. С ростом уровня образования число покупаемых книг увеличивается. А вот уровень дохода практически не оказывает влияния на количество покупаемых книг.
Места покупки книг
Подавляющая доля читателей покупает книги в специализированных магазинах (73%). Треть опрошенных приобретают книги в книжных киосках, на лотках (32%), примерно каждый пятый москвич совершает покупку в универсальных супермаркетах (22%). Чуть меньшая доля использует для покупки книг интернет-магазины (19%). Наименьшие доли читателей совершают покупки на книжных ярмарках (10%), книжных выставках (6%) и заказывают книги на почте (5%).
Книжные магазины являются основным каналом покупки книг практически для всех жанров. В ряде случаев заметную конкуренцию им составляют другие каналы продаж. Для русского женского детектива ближайшим конкурентом выступают киоски и лотки. Похожая ситуация характерна для отечественных детективов, любовной прозы, книг по домашнему и приусадебному хозяйству, публицистике. Для сегмента аудиокниг серьезным конкурентом книжным магазинам выступает интернет-торговля. В категории детской литературы в конкуренцию с книжными магазинами активно вступают гипермаркеты и супермаркеты.
Факторы привлекательности книжных магазинов
Основными факторами привлекательности книжного магазина для большинства опрошенных оказались широкий ассортимент (76% опрошенных отметили этот пункт) и удобное месторасположение (59,8%). Главным фактором неудовлетворенности посетителей можно признать неудобные торговые залы, что вызывает сложности с навигацией и поиском нужной книги.
Приобрести исследование в полном варианте можно на сайте "РосБизнесКонсалтинг"
Загрузить демо-версию отчета в формате pdf можно по этой ссылке
Спасибо, познавательно
Оставить комментарий