Версия для печати Версия для печати
Главная » Разное

Продающие обложки

28 Январь 2009 Нет комментариев

Книжная обложка: как она будет выглядеть, решают издатель, менеджер по продажам, читатель и лишь в самую последнюю очередь дизайнер.

Британские книготорговцы выяснили, что покупатель тратит 8 секунд, изучая лицевую сторону обложки, и 15 - рассматривая заднюю. "Второго шанса произвести первое впечатление не предоставляется", - жестко формулирует Андрей Сауков, арт-директор издательства "Эксмо". "Обложки ничем не отличаются от лицевой поверхности товара. Книги все больше становятся товаром", - говорит директор издательства Ad Marginem Александр Иванов.

Что на картинке?

Море книжных обложек, обступающее нас в магазине, непостижимо только на первый взгляд. Негласные законы оформления книг давно установлены. Дизайн обложки в первую очередь зависит от жанра. Дракон или рыцарь с копьем, скорее всего, появится на обложке фэнтези, космический корабль подмигнет поклонникам научной фантастики, человек со стальным взглядом и пистолетом в руке не оставит сомнений: эта книжка для любителей боевиков.

На обложке любовного романа - молодая пара в каких-то романтических декорациях. "Лучше всего работают обложки, где пара изображена полураздетой, положим, у дамы обнажены плечи, а у юноши расстегнута рубашка, - делится своим многолетним опытом начальник отдела специальных продаж издательской группы "АСТ" Валерий Соколов. - А еще лучше, если юноша держит женщину за талию и женщина немного наклонена".

Однотипно и узнаваемо оформляются не только книги одного жанра, но и издания, входящие в одну серию, или книги одного автора. Сложившиеся клише оформления формируют читательские привычки, иногда очень прочные. "Читателя важно не спугнуть, - улыбается куратор отдела продаж издательства "Азбука" Марина Камышева. - Когда одно крупное издательство России несколько лет назад решило поменять оформление книг известного детективного автора, продажи резко упали. Читатели привыкли к прежнему оформлению. Издателям пришлось к нему вернуться".

Издатели ориентируются на спрос и формулируют задание для художника. "Дизайн книги - прикладная профессия, - говорит известный книжный художник Андрей Бондаренко. - Издатель в какой-то степени важнее и автора, и художника. Так как рискует собственными деньгами". "Например, я сейчас делал для Ольги Славниковой книжку "Вальс с чудовищем", - рассказывает другой художник, Борис Трофимов. - Там была фотография с черно-оранжевым силуэтом танцующей девушки. Поскольку Славникова описывает жизнь в тисках, то были три черные полосы, которые ее сжимали. И все время шла борьба за то, чтобы черные полосы убрать, оставить только фотографию. И потихонечку я обрезал эти черные полосы. В конце концов издательство сказало, что черный цвет все же неприемлем, и мы внесли бирюзовый".

Издатели и художники определяют лицо книги. Но все собеседники ссылались еще и на "оптовиков", или менеджеров по продажам - тех, кто, собственно, и организует доставку книг читателям.

"Длинная" судьба книги

"Мы движемся к тому, что у нас будут огромные моллы, заполненные сотнями тысяч книг, - предсказывает Александр Иванов. - И разобраться в этом море будет невероятно сложно. Мир авторских дизайнерских ходов в оформлении книги останется в эксклюзивных пространствах, даже не в бутиках, а в уголках супермаркета. Думаю, нас ожидают джунгли маркетологии. Поэтому обложки лучше всего сейчас обсуждать с менеджерами по продажам, а не с художниками".

Сами менеджеры по продажам не отрицают своего участия в процессе уже сейчас. Гендиректор известного дистрибутора "Книжный клуб 36.6" Михаил Харитонов говорит, что, когда компания заинтересована в продвижении новинки, он выбирает обложку вместе с издателем. "Иногда мы передаем просто ощущение от обложки. Бывает, что по содержанию книга провокативная, а оформление у нее вялое. Мы вносим коррективы. Иногда говорим, как лучше расставить акценты: подчеркнуть имя автора, или название, или серийные знаки".

Любовь Касьянова, начальник управления продаж самой крупной в России книготорговой компании "Топ-книга", говорит, что обложка особенно важна, если автор неизвестен, а издание выходит вне серии: тогда от обложки зависит его будущее. "Хотя, - добавляет Касьянова, - "длинная" судьба книги зависит от того, что внутри, а не снаружи".

Торговая сеть ни за что не возьмет издание на реализацию, если сочтет обложку непродаваемой. Отказывать приходится довольно часто, говорит Михаил Харитонов, по его наблюдениям, в 20 процентов случаев: "Четкого критерия здесь нет, иногда "книга не смотрится" и все".

Если модно белое, надо делать черное

Среди последних тенденций в оформлении книг, отмечаемых издателями, есть очевидные: вынос на обложку узнаваемого лица телеведущего, политика, актера из сериала, отказ от иллюстративной обложки, когда предпочтение отдается просто заглавию и имени автора. И все же одно из самых заметных новшеств в оформлении - издание одной и той же книги в разных обложках. Так, "Casual-2" Оксаны Робски вышла в трех вариантах, "Волкодав" Марии Семеновой и "Любовь вне игры. История одного политического самоубийства" Ирины Хакамады - в двух.

"По-моему, покупателя это только запутывает, продавцов тоже", - говорит Любовь Касьянова из "Топ-книги". "Запутать это никого не может. Читатель выбирает то, что ему ближе, - не согласен директор издательства "Астрель" Юрий Дейкало - А издатель делает это с целью заработать денег. Ведь вместо одной книги в магазине стоят целые три - так заполняется пространство, а для продаж это важно". К тому же по продажам можно судить, какая обложка более успешна, и допечатать тираж именно с ней. "Устрицы под дождем" Робски, выпущенные под новой обложкой, стали продаваться в четыре раза лучше, чем под старой", - говорит глава "Астрели". "Большой разницы в продажах нет, - убеждена Любовь Касьянова. - Обычно, если закончится одна обложка, начинает продаваться другая".

Впрочем, издатели понимают, что слепое следование моде - тоже опасно. Главный художник "Вагриуса" Татьяна Костерина говорит: "Если на полке стоят одни яркие книжки, мы делаем что-то другое. Так, на фоне общей яркости делается, допустим, белая книжка. Если белое в моде, то, наоборот, черная. И тогда эту черную обложку увидят в первую очередь".

Анна Хлопова, Кирилл Боголюбов
Источники: ДВ-Реклама со ссылкой на газету "Ведомости"

Еще по теме:

Метки: ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8