Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Дмитрий Иванов: к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств

27 Январь 2009 Нет комментариев

Генеральный директор издательского холдинга "ОЛМА Медиа Групп" Дмитрий Иванов в интервью изложил свою точку зрения на влияние кризиса на отечественный книжный рынок.

- Кризис на книжном рынке начался значительно раньше, чем в экономике в целом - как минимум, два года назад. Так что теоретически у издателей была возможность подготовиться к трудным временам: диверсифицировать производство, пересмотреть серийные линейки, задуматься над оптимизацией ассортимента. Увы, воспользовались этой возможностью лишь немногие - по остальным кризис, боюсь, ударит даже сильнее, чем по игрокам в других сегментах медийного бизнеса. Ибо книга сегодня - отнюдь не товар первой необходимости, и конкурентов у нее более чем достаточно. Впрочем, пока что спад на рынке невелик, несмотря на ряд громких банкротств и дефолтов.

Настоящие проблемы начнутся в феврале-марте, когда будет проеден “жирок", накопленный во время новогодних распродаж, и станет заметен резкий спад продаж. Свою лепту внесет и подорожание книг - уже сейчас многие издатели были вынуждены поднять цены на 10-20% . При сохранении же нынешних тенденций к лету нашей индустрии, боюсь, не избежать волны банкротств мелких и средних издательств. Остальные будут вынуждены серьезно сократить ассортимент - падение производства может достигнуть 30-40%. Хотя в бюджетных сегментах возможен и рост: спрос на недорогие книги неминуемо возрастет.

- На ком из агентов это сказывается в первую очередь (издатели, книжные магазины, авторы и др.?

Все звенья этой цепочки настолько взаимосвязаны, что проблемы одного сегмента неминуемо вызовут цепную реакцию. Сегодня издателям во многом приходится расплачиваться за непомерность аппетитов книгораспространителей и слабую развитость системы сбыта в целом. Посчитайте сами: рентабельность ряда проектов для издателей сегодня составляет меньше 50%, в то время как «накрутка» продавцов достигает 100-150%! И серьезно снижать планку распространители пока не готовы. Да, можно понять их доводы по поводу высоких транспортных, налоговых издержек, цен на аренду торговых площадей и так далее. Однако в любом случае «оптимизаторские» возможности издательств сегодня уже почти исчерпаны: снижение отпускных цен, скажем, на 10%, на розничной цене почти не сказывается. И все равно другой системы распространения у нас, увы, нет.

Два года назад «ОЛМА Медиа Групп» провела серьезную работу по подготовке к кризису: были пересмотрены редакторские портфели, «сброшен балласт», сделана ставка на сравнительно небольшое число новых проектов. Результат: ни одной серии с лета 2008 года закрыто не было. Нет у нас и излишков на складах, которые сегодня многие наши коллеги вынуждены сбрасывать по любым ценам. Сокращение тиражей, резкое уменьшение срока оборачиваемости средств, оптимизация логистики - это неизбежно придется делать всем издателям. Что же касается реализаторской сети, то лишь немногие наши клиенты пошли на снижение розничных цен. В большинстве же случаев они, напротив, выросли. В этом смысле нам, безусловно, удалось справиться с первой волной кризиса легче, чем посредникам книготорговцам. Издатели, изначально ориентированные на низкобюджетный сегмент, пострадали меньше других. А «электронные издатели», похоже, от кризиса только выиграют: в условиях резкого подорожания полиграфической продукции читатели неминуемо будут подыскивать альтернативу книжному мейнстриму.

В ближайшее время, если коротко: книг станет меньше, книга, как и другие товары, станет дороже. Сокращение ассортимента стало заметно уже осенью, а с Нового Года ряд издательств подняли цены - вслед за ростом расходов на полиграфические услуги. Нам удалось сдерживать цены во время кризиса 1998 года, но тогда ситуация была иной: за резким спадом начался постепенный подъем, выше был интерес к чтению: К тому же сегодня с книгой конкурирует не только кино, видео и телевидение, но и Интернет. Дорогие подарочные издания, на которых и зарабатывали львиную долю доходов многие издательства, уступят место более дешевой продукции. Это логично: во всех без исключения западных странах качественная, хорошо изданная книга - это всегда «премиум-класс», и массовым продуктом быть не может по определению.

С другой стороны, кризис вымоет с рынка откровенный и низкокачественный кич, гламурную литературу и «чернуху». Вынужденные выбирать и экономить, читатели сами произведут селекцию, оставив право на существование лишь самым качественным проектам.

Проблемы с партнерами есть, и мы их решаем. Как правило - мирно и на взаимовыгодных условиях: мы всегда стараемся идти навстречу партнерам. В особо тяжелых случаях, к сожалению, приходится обращаться в суд: кризис кризисом, однако, попытки некоторых не слишком добросовестных оптовиков вообще отказаться от своих обязательств мы приветствовать никак не можем. Думаю, в этом отношении наша компания не слишком отличается от «Газпрома». И в этом отношении с нами согласны большинство участников рынка. В новых условиях придется экономить всем, но переложить проблемы реализации на плечи издателей и читателей мы не дадим.

Источник: Полит.Ру

Еще по теме:

Метки: ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8