Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Олег Савич: издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников

28 Январь 2009 3 коммент.

Олег Савич, управляющий компаниями Издательской Группы «АСТ», поделился своим мнением относительно нынешнего положения дел в книгоиздательской индустрии и угроз, которые грозят ей в связи с финансовым кризисом.

Думаю, никто в стране или даже мире не может корректно спрогнозировать глубину кризиса, сказать, как он затронет Россию и в частности нашу отрасль. С одной стороны, на книжном рынке действуют общие экономические законы. Кризис не может нас не затронуть: постоянные потребители книг составляют около 35-40% активного дееспособного населения страны. Именно по этой прослойке потенциально и может быть нанесен удар: как раз этим людям в первую очередь потенциально грозит потеря работы и сбережений. А это значит, что их потребительская активность неминуемо снизится – при выборе, купить ли им новую книгу или продуктов и одежды для семьи, конечно, они выберут то, без чего действительно нельзя обойтись. Нельзя забывать и о том, что средняя цена книги достигла 5-6$, а средняя покупка в московском книжном магазине - около 700 руб. И это уже достаточно существенные траты. Но это, если развитие кризиса будет тяжелым и степень массового падения доходов велика.

Но пока, с точки зрения продаж, никакого кризиса не произошло. Наоборот, перед Новым годом я зашел в один магазин по работе – огромное количество покупателей, к стеллажам было невозможно подойти!

И я очень сомневаюсь, что магазины опустеют. Да, кого-то из читателей кризис действительно «вымоет» по чисто финансовым причинам. Но, уверен, на их место придут другие - те люди, которые с детства имеют склонность к чтению, однако в последние годы утратили эту привычку из-за огромной занятости. Возможно, сейчас, когда у них станет больше времени и меньше денег на другие, более дорогие развлечения, они снова захотят вернуться к этому занятию. В трудные времена люди обращаются к вечным ценностям, к числу которых относится и чтение. А в принципе, те, кто читал и имеет даже минимум свободных денег, от книг не отказываются.

Во время кризиса 1998 года, например, люди существенно больше стали читать. К тому же, по сравнению с другими видами entertainment'а книга обладает рядом значительных преимуществ: она долго живет, ее можно перечитывать, она служит не одному члену семьи, а сразу нескольким….

По отрасли

Если детализировать состояние рынка, можно однозначно говорить о развивающейся стагнации, отсутствии роста по отрасли в целом, роста производства, продаж в натуральных показателях. Рынок достиг потолка, пика насыщения и по количеству наименований, и по тиражам и рос только в денежном выражении (15%). Денежный рост обусловлен как инфляционными составляющими, так и ростом стоимости книг за счет их более качественного и дорогого исполнения.

Проявился явный кризис перепроизводства, предложение наименований книг начало превышать все разумные пределы (более 200 000 наименований на складах крупнейших дистрибьюторов). Это неизбежно приводит к снижению среднего тиража книг. Сейчас средний тираж в отрасли - около 6 500 тыс. экз. В АСТ – 8 200 экземпляров.

Этот отраслевой кризис, который активно проявился уже в начале 2008 года, сейчас может наложиться на финансовый, экономический кризис.

Мы в ИГ АСТ, заметного сокращения выпуска не планируем, хотя разумную санацию ассортимента проводим. Рейтинговым авторам точно ничего не грозит. Старым и новым книгам Шиловой, Сорокина, Акунина, Дашковой, Вильмонт, Нестеровой, Платовой, Коэльо или Кинга всегда дан зеленый свет. Эти и многие другие авторы, равно как и их поклонники, могут ни о чем не волноваться. И если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного автора с огромным потенциалом – мы его издадим и будем раскручивать.

По игрокам, партнерам

Возможно, столкнемся с задержками выплат за книги отгруженных в книжную торговлю от некоторых партнеров. Думаю, нас могут ожидать изменения и в отношениях внутри треугольника «полиграфист – издатель – книготорговец». Позиция издателя традиционно наименее выигрышна. С одной стороны, он завязан на полиграфистах, которые работают с «короткими» деньгами. Кроме полиграфических услуг, издатель вынужден закупать сразу, в «деньги», бумагу и полиграфические материалы. Это составляет до 60-70% себестоимости книги.

С другой стороны издатель авансирует книжную торговлю, которая работает преимущественно на «длинные» деньги: по фактическим продажам возврат средств от реализации книги может растягиваться на месяцы! Таким образом, издатель выступает фактическим донором всей отраслевой цепочки. Думаю, при негативном сценарии развития событий, нам, возможно, придется частично откорректировать эту схему – в нынешней ситуации многие издатели чисто технически не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников.

Тенденции

Если кризис будет развиваться, возможно, придется снижать цены. Но будет необходимо договариваться со всеми участниками цепочки: если расценки понизят только издатели, это не приведет к значительному снижению розничных цен, ведь в структуре розничной стоимости книги отпускная цена издательства составляет лишь 30%, все остальные накрутки происходят на других этапах.

Может так же проявиться тенденция к удешевлению стоимости исполнения книг. Одну и ту же книгу будут скорее выпускать в сравнительно скромном, недорогом варианте, и меньше – в дорогом переплете.

Источник: Полит.Ру

Еще по теме:

Метки: , ,

3 коммент. »

  • Книги пишет:

    “Тащить книготорговцев”…”заставить снизить цену на книгу в магазинах”

    это совсем не правильное выражение и понимание ситуации…
    до тех пор пока мы не поймем, что глупо делить общее одеяло на три стороны: издательство, опт и книготорговец, ведь мы единое целое.

    Я книготорговец.
    Немного о своих проблемах, для получения общей картинки:

    1,Полученные книги от издателя, я должна оплатить через месяц, а продаж через месяц не более чем на 25%, т.е. на 75% мы! финансируем издательства из собственных средств.Вы получили деньги и не заботясь о продажах конечному покупателю, издаете подобное или откровенную чушь по ассортименту.
    Увлеклись - кто круче!!
    по тиражам, по ассортименту.
    А кто оценивал по продажам конечному потребителю?

    2,При поставках книг через опт, продажи до 70% через месяц.

    А вечные проблемы книжника: з/пл, аренда, потери, налоги, доставка, товарные остатки!!! оплаченные!

    Я бы хотела, чтобы все участники рынка наконец-то объединились и высказали свои претензии и опасения.
    Хватит тянуть старое одеяло, давайте сошьем новое, большое и достаточно теплое.
    Давайте уважать каждого участника рынка,учиться, узнавать нюансы существования всех участников рынка и отстаивать свои права.
    И покупателя надо не забыть.
    Считать не кто круче внутри рынка, а как книжный рынок на фоне других рынков.
    Спасибо за внимание.
    Клара

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Клара, вы уж извините… Но вы не ПОЛУЧАЕТЕ книги от издателя. Вы их ЗАКАЗЫВАЕТЕ, не так ли? И если в течение месяца вы продаете 25% продукции - может быть, следует задуматься о том, чтобы грамотнее подходить к формированию заказа. Да, в АСТ море мусора - но вы же это знаете. И четко представляете себе, кто, что и сколько покупает в Вашей точке/сети.
    Аналитики продаж “на местах” в большинстве издательств нет, это правда: скинул - и вся недолго. Но, извините, издатель тоже несет большие риски, вкладываясь в выпуск книги, в логистику… И получает при этом куда меньше вас. Это раньше АСТ с ЭКСМО могут ломить 80-100% накрутки к себестоимости, а сейчас дело потихоньку идет к рентабельности 30-50%. Издательство несет ДОСТАТОЧНЫЕ риски за такую прибыль. Вы ведь можете просто отказаться работать с хорошими книгами - и частенько делаете это. Требуя от издателей вложений в раскрутку. рекламных плакатов и т.д.
    Ужиматься надо всем. Но у издателей процесс “утряски” цены и себестоимости идет автоматически. О реализации не могу сказать того же, видя на прилавках книги по двойной цене. Вот было здесь интервью с Аллой Штейнман из “Фантома”, она озвучила отпускную цену своих проектов - 80 рублей. В магазинах ее книги по 180-200…
    У вас, возможно, есть что возразить. И конечно, оптовик получает не 100% дохода от своих вложений, далеко… Но, согласитесь, вам есть, что оптимизировать. Как человек, хорошо знакомый с положением дел во многих книжных сетях, погу сказать ответственно: подход к делу у продавцов во многих случаях БЕЗГРАМОТНЫЙ! Навалят книги на полки (причем зачастую выкладка зависит не от популярности книги, а просто от отношений с издателем), забьют ассортимент клонами… И потом удивляются большому проценту возврата… Не всегда и не везде - но так бывает.
    С кризисам нужно бороться всем. И договариваться - тут вы правы. Но искать способы снижения наценки - задача первоочередная. Иначе скоро большая часть читателей просто перейдет на “электронку”, ибо там наценки на контент гораздо ниже…

  • Книги пишет:

    Именно о том, что надо искать выход всем, а не по отдельности и шла речь.
    Значит мы правильно поняли друг друга.

    Надо постараться описать все стороны, плохие и хорошие, каждого участника рынка.
    Найти то, на чем он еще держится и главное найти то, что тормозит его.
    Именно взгляд с разных сторон даст полное описание проблемы, а значит и понять механизмы выхода.
    Когда Топ-книга пошла в розницу, меня это обрадовало, потому что тогда опт не слышал потребности книжных магазинов.
    Тогда у нас был спор поднимать розничную цену или нет и прочие жизненно важные вопросы.
    Находясь в рознице, жизнь все таки заставила их поднять розничную цену.

    Далее об издательствах:
    Я попробую описать свое видение, видение со стороны розницы, оно будет отличаться от вашего мнения и это тоже нормально, но оно поможет нам высказать вслух все наши проблемы, а значит увидеть ситуацию полностью.
    Кто вам сказал, что цена издательства слишком важна?
    Первоочередно, я бы поставила качество содержания и оформления книги, возможность возврата, реклама книг в профильных журналах.
    Поднимите цену для рекламы, для возврата и давайте сотрудничать.
    Каждый участник должен отстаивать свою цену, потому что получить деньги мы можем только продавая покупателям.
    Ориентиром для бизнеса должна быть конечная продажа, нахождение ассортимента в торговой точке, при нынешней всеобщей компьютеризации это возможно.
    200000 наименований!!
    В какой магазин это можно поставить?
    А сколько аренды надо заплатить?
    при 20% активных продаж.
    И главное, кризис пока у нас в головах и внутри отрасли.
    Но основной участник этого рынка - покупатель.
    И покупатели есть и они с завидным упорством ищут нужные им книги.
    Только надо наладить доставку их туда где они нужны, а не туда куда хочу я.
    Отстаивание своих позиций, понимание общей картины рынка, принятие мнений всех ее участников, позволит решить проблемы быстрее.
    А пока, мне не хватает нужных моему покупателя книг, а значит мне нужн опт и четкая работа оптового звена.
    С уважением, Клара.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8