Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Книжный рынок и экономический кризис

29 Январь 2009 Нет комментариев

Сайт Полит.ру продолжает развивать сюжет "Книжный рынок и экономический кризис" (предыдущая часть), в котором высказываются мнения профессионалов индустрии относительно влияния финансовых катаклизмов на книгоиздательскую отрасль и книготорговлю, прогнозы и перспективы книжного рынка. На сей раз по этому поводу высказались Анна Голосовская («Аванта-плюс»), Борис Пастернак («Время») и представитель книжного клуба «Терра».

Заведующая редакцией издательства «Аванта-плюс» Анна Голосовская считает, что затруднения сейчас испытывают в основном небольшие издательства, а сам рынок не изменится кардинально:

Затруднения испытывают небольшие издательства, в основном общегуманитарной, научной направленности, которые работают не по грантам.

О сокращении штата
Нет, пока нет.

Об отказах от проектов
Отказываться совсем – нет, но некоторые имиджевые, а не коммерческие проекты мы решили немножко «заморозить».

Проблемы у партнеров
Есть такие моменты. Особенно в предновогодние месяцы, в ноябре, например, были задержки платежей.

На самом деле вы берете это интервью в неправильное время. Дело в том, что для книжного рынка, как и для всякого, любого рынка потребительских товаров, декабрь – ударный месяц, а январь – традиционная яма. Поэтому, если говорить об итогах декабря, то у нас все прилично. Боюсь, что, подведя итоги января, мы не будем столь радостны.

Не думаю, что книжный рынок изменится кардинально. Это зависит от общеэкономической ситуации. Если будет все очень плохо, то люди опять будут в массе читать развлекательную литературу, чтобы забыться и немного отключиться. В принципе динамика рынка последних лет меня радует, потому что наши читатели возвращаются к отечественной прозе, причем не к детективу или авантюрному дамскому роману, а к более серьезным вещам. Стали читать больше поэзии. Что касается основного продукта нашего издательства, то пока дети будут ходить в школы и поступать в вузы, пока им будут задавать рефераты, мы за себя спокойны.

Борис Пастернак, генеральный директор издательства «Время», напротив, считает, что именно крупным издательствам сейчас тяжелее всего, а небольшие нишевые издатели мало ощутят снижение спроса на свою продукцию:

Я полагаю, что всем сейчас нелегко. Но у крупных издателей, насколько я знаю, идут очень серьезные сокращения и в количестве названий в планах на 2009-й год, и в тиражах, и по сокращению штатов. Во всяком случае, немало народу обращается к нам в поисках работы. Мы им, к сожалению, помочь ничем не можем, потому что всех не устроишь. Это что касается крупных издательств. Им, наверно, тяжелее всего, потому что динозавры, как известно, всегда вымирают первыми. А тем, кто поменьше, легче.

У нас мало народа. У нас работает всего 12 человек. Мы выпускаем примерно 150 названий в год (это меньше обычной нормы), поэтому мы себя чувствуем более-менее прилично.

От некоторых проектов, к сожалению, мы вынуждены отказываться. Мы же живем не в безвоздушном пространстве. Сокращаются продажи в магазинах, сокращаются продажи у оптовиков. Самое главное - сокращается поступление денег. Вот, что ужасно. Логика здесь следующая. Там, где мы получаем деньги напрямую от прилавка, все хорошо. Например, у нас есть прямые отношения с магазином, там продано 10 наших книг, мы за них получили деньги. Там все в порядке. Там, где между нами и прилавком возникают посредники, оптовые звенья, дела идут все хуже и хуже. Деньги застревают где-то в тромбах банковской системы, у оптовиков на счетах. Там трудно разобраться, где застряли деньги, потому что народ находится в паническом состоянии и боится остаться без денег, поэтому автоматически не переводит все, что нами заработано, на наши счета. В этом есть серьезная опасность. Когда эта паника пройдет, когда это как-то наладится, мне сказать трудно.

Мы останавливаем практически все проекты по развитию, потому что надо осмотреться. Некоторые позиции из плана выбрасываем, особенно затратные, те, где деньги быстро не возвращаются. Оставляем только то, что может быстро принести деньги, то есть более-менее оперативные проекты. Думаю, это продлится до осени, по крайней мере, это завершится не раньше.

У наших крупных оптовых партнеров – книжный клуб «36,6» (наш главный оператор), «Азбука», книжный магазин «Москва» или книжная торговая сеть «Лабиринт» - проблем не возникает. Они платят достаточно аккуратно. Есть проблемы у других, допустим, у нашей крупнейшей книжной сети «Топ-книга». Мы с ними напрямую не работали, но наши книги попадали к ним через книжный клуб «36,6». Я знаю, что сейчас от «Топ-книги» идет большой книжный возврат в клуб, в силу сокращения отношений с ними, поскольку они плохо платят.

Я не знаю, как изменится книжный рынок, и думаю, что сейчас мало кто может это предсказать. Я могу говорить только о том сегменте книжного рынка, в котором мы активно работаем. Наше издательство выпускает качественную литературу: современную качественную русскую прозу, поэзию, собрания сочинений, критику, литературоведение. Это такая литература, спрос на которую, если и упадет, то незначительно. Дело в том, что для наших покупателей эти книги являются предметом первой необходимости. Это не случай детектива, фантастики облегченного типа (например, боевой), дамского романа. Наши покупатели, полагаю, с нами и останутся. Первые кризисные месяцы (2–3 последних месяца) показывают, что продажи наших книг на прилавках не падают. Для нас это очень важно. А в некоторых случаях продажи даже увеличиваются. Поэтому я считаю, что сегмент дорогих, качественных книг пострадает меньше других.

А неназываемый источник в книжном клубе «Терра» отметил, что сейчас в большей степени от кризиса страдают не издатели и книготорговцы, а полиграфисты:

В первую очередь, трудности сейчас сказываются на полиграфистах, так как издатели резко снизили загрузку типографий: то ли действительно испытывая финансовые трудности, то ли так - на всякий случай. Во-вторых, издатели, так как за их счет привычно решает свои проблемы книжная торговля. Затем, пожалуй, всё же книжная торговля. В последнюю очередь, авторы и иные правообладатели.

Вообще, сегодня на книжную отрасль воздействует не один кризис, а видимо три:
1. Cистемный кризис отрасли.
2. Кризис российской экономики
3. Глобальный финансово-экономический кризис.

Стратегий выживания в условиях кризиса нет. Если "выживший" через 1,5 года скажет, что придерживался какой-то своей "стратегии" - не верьте.

Не пришлось ли Вашей организации прибегать к сокращению штатов?
Нет, и трудовые доходы наших сотрудников вместе со всем соцпакетом мы оставили без изменения.

Какие проекты было решено отложить на более поздний срок?
Никакие, всё продолжается в запланированном режиме. Уходить с рынка (останавливать развитие) нельзя. Обратной дороги нет.

Возникали ли в последние полгода проблемы у Ваших партнеров?
Не знаю, поэтому, вероятно, нет.

Тенденции книжного рынка?
Попытки монополизации (точнее, олигополизации) отрасли. Это означает, что рынок ждет еще не один передел.

По материалам сюжета на сайте Полит.Ру

Еще по теме:

Метки: , , , , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8