Массированная рекламная кампания книги Анны Борисовой«Креативщик» стала хорошим поводом порассуждать о невеселых перспективах нашего книжного рынка.
Ну что, допрыгались? Москву зафлудили рекламными плакатами, призывающими приобщиться к новому роману Анны Борисовой «Креативщик». Да-да, тому самому, почитать который последовательно призывают Януш Вишневский, Павел Санаев и Людмила Улицкая.
От смутного ощущения дежа-вю отделаться сложно – помнится, не так давно то же самое издательство АСТ ставило под ружье всю свою авторско-королевскую рать от Акунина до Лукьяненко, восторгающуюся книгой некоего Брусникина. Теперь – то же самое. Опять млеющие топовые авторы (правда, с некоторой ротацией состава – нельзя же в самом деле делать из них профессиональных рекламных агентов). Опять маска, которую никто не знает. Опять роман, который читать вовсе не столь уж необходимо, как тебе доказывали.
С романом, правда, случилась некоторая накладка. Текст с ужасным, если начистоту, названием «Креативщик» – никакой не роман. Ни с точки зрения количественной – 250 тысяч знаков на роман никак не тянут, вот и пришлось издателям выпускать книгу уменьшенного формата, с увеличенным шрифтом и полями имени Александра Сергеевича – профили в цилиндрах рисовать. Ни с точки зрения качественной – как и предыдущая книга автора со столь же удачным названием «Там», «Креативщик» представляет собой собрание рассказов, мини-пьес, публицистических рассуждений и глубокомысленных (слово «философских» пальцы печатать отказываются) эссе, сметанных в некое ожерелье путем нанизывания на живую нитку. Ниткой в данном случае выступает некий Креативщик (он же Драматург, он же Физиономист, он же Гештальт-ретурнист, он же Мелкий Бес и так семь раз), эдакой Шахерезадой разгуливающий по Питеру. В процессе променада он отлавливает разных людей, рассказывает им всякие занимательные истории и молодеет при этом, превращаясь из дряхлого старика в юного недомерка.
Вот, собственно, и все. Все остальное, вроде фамилий Булгакова, Стругацких или Бернара Вербера в отзывах рецензентов, пусть останется на совести последних. Как говорится, и рад бы в ряд, да фразы вроде «Я в прошлом авиационщик» не пускают.
На этом можно было бы и закончить разговор, но с приснопамятным Брусникиным Анну Борисову роднит и еще одно обстоятельство. Незадолго до масштабнейшей рекламной кампании Брусникина столь же массированный пиар был устроен ее первой книге «Там». И та и другая кампания оказались, наверное, самыми масштабными и самыми неудачными в истории нашего книгоиздания – обе книги с треском провалились. Не помогли ни билборды со стикерами, ни интрига с таинственным автором – ну кому, в самом деле, интересно, кто на самом деле написал книгу, если книга бездарная? Но если про проект «Анатолий Брусникин» мы с тех пор и слыхом не слыхивали, то «Анна Борисова», как мы видим, реинкарнировалась.
Почему? Для ответа на этот вопрос нам все-таки придется обратиться к личности автора. Достоверно о нем известно очень немного – он(а) является достаточно заметной фигурой в нашей «интеллигентской среде», это кто-то «из своих», кому и Санаев, и Улицкая не могли по-свойски отказать в рекомендациях. Это, безусловно, креатура издательского тандема Сергей Пархоменко – Варвара Горностаева – неслучайно миграции «Борисовой» по издательствам («Там» – в «Аттикусе», «Креативщик» – в АСТ) совпадают с передвижениями этого дуэта. И третье – это явно не бедный человек.
Критик В. Л. Топоров вон вообще тиражирует слухи, будто «Анна Борисова» — псевдоним олигарха Мамута. Олигарх – не олигарх, но поверить в то, что в реалиях сегодняшнего книжного рынка издательство АСТ проводит эту рекламную кампанию на собственные деньги, да еще после неудачного опыта с первой книгой, извините, решительно невозможно. В силу вышесказанного довольно двусмысленно выглядит фраза, с которой начинается рекламация от Улицкой: «Трудно найти более щедрого и, пожалуй, расточительного автора…»
Казалось бы – ну, хочется богатому человеку стяжать еще и лавры властителя дум, может он проплатить собственное продвижение на рынке – да ради бога. Не в первый и не в последний раз подобное случается, на свои, в конце концов, деньги человек тщеславие тешит – уж всяко лучше, чем на кокс. Тем более что и книга все-таки не откровенная макулатура. И все бы хорошо, но вот одно обстоятельство несколько напрягает.
На дворе, к сожалению, уже не благословенный 2007 год, и следует отдавать себе отчет, все эксперименты с запуском новых звезд на книжную орбиту откладываются до наступления светлого будущего. Если кого и будут запускать, то либо вышеобрисованных снедаемых писательскими амбициями космических туристов, либо тех, чей земной статус гарантированно обеспечит нужное ускорение. «Звезд» то бишь – и этот процесс уже пошел, нон-фикшн, к примеру, в некоторых издательствах только от них и берут. Готовим с Юлией Высоцкой, путешествуем с Дмитрием Крыловым, худеем с Владимиром Соловьевым.
А это уже навевает не очень приятные ассоциации. Знаете, почему у нас сегодня от всяческих «Дискотек 80-х» не продохнуть, а о «Дискотеках 90-х» никто не слышал? Именно потому, что именно в 90-х наша эстрада полностью перешла на «самсебяобеспечение» по принципу: «Заплатил? Иди попой».
Текст - Вадим Нестеров, автор рисунка - Ольга Громова
Источник: Газета.Ру
Другие мнения по поводу рекламной кампании «Креативщика»:
В отношении качества текста - все мнения субъективны априори. “Понравилось” - “не понравилось”. Насчет объема и размера шрифта - уже писал в блоге… Хотя, судя по всему, другого выхода у АСТ не было: если уж автор не соизволил хотя бы довести текст до нужного объема, значит, и впрямь товарищ сильно крут.
А рекламная политика АСТ в последние годы удивляет, мягко говоря. Ладно Минаев, который легко может и 10 романов написать, но откровенно разовые Брусникин и Борисова? Помнится, на раскрутку Бушкова издатели около 100 000 долларов потратили в начале 90-х - ну так дальше он продавался сам, буз всякой рекламы. И ЭКСМО со своей метрорекламой вкладывается в раскрутку не отдельных книг, а проектов в целом…
Хотя, видимо, у издателей есть резон поступать именно так. И излишества себе они могут позволить.
# 30 Январь 2009 в 11:43
admin (author) пишет:
Да, наверняка в этом случае не обошлось без осваивания “внешнего” рекламного бюджета
В отношении качества текста - все мнения субъективны априори. “Понравилось” - “не понравилось”. Насчет объема и размера шрифта - уже писал в блоге… Хотя, судя по всему, другого выхода у АСТ не было: если уж автор не соизволил хотя бы довести текст до нужного объема, значит, и впрямь товарищ сильно крут.
А рекламная политика АСТ в последние годы удивляет, мягко говоря. Ладно Минаев, который легко может и 10 романов написать, но откровенно разовые Брусникин и Борисова? Помнится, на раскрутку Бушкова издатели около 100 000 долларов потратили в начале 90-х - ну так дальше он продавался сам, буз всякой рекламы. И ЭКСМО со своей метрорекламой вкладывается в раскрутку не отдельных книг, а проектов в целом…
Хотя, видимо, у издателей есть резон поступать именно так. И излишества себе они могут позволить.
Да, наверняка в этом случае не обошлось без осваивания “внешнего” рекламного бюджета
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама