Версия для печати Версия для печати
Главная » Новости

Специализированные издательства: проблемы и пути их преодоления

2 Февраль 2009 Нет комментариев

Издание "Деловая Москва" недавно организовало круглый стол с участием представителей небольших специализированных издательств, для того чтобы обсудить их проблемы, главной из которых на текущий момент является сбыт продукции. Не секрет, что с какого-то момента книжные оптовики и магазины отказываются сотрудничать с мелкими издателями, потому что работать с линейкой в три-четыре наименования им неинтересно.

За круглым столом собрались представителей небольших издательств, озабоченных теми же проблемами, также в обсуждении приняла участие Елена Емельянова, первый вице-президент Московского фонда поддержки малого предпринимательства, руководитель Международного маркетингового центра.

Компания «Трансинфо», занимающаяся изданием технической литературы, работает с линейными предприятиями и железнодорожными магазинами по всей стране. С началом кризиса РЖД волевым решением постановила, что все поставщики продукции, им поставляемой, снижают цены на 30 процентов. Для небольшого издательства эти условия неприемлемы, но монополиста это не сильно заботит: согласен – работаем дальше, не согласен – много вас тут ходит.

Похожие проблемы и у издательства «Печатные традиции», которое занимается выпуском художественной, исторической литературы, публицистики, поэзии (всего около 15 наименований в год). Магазины в продаже книг отказывают, оптовые книготорговые фирмы просят сразу 40-процентную скидку. Работают «Традиции» в основном через посредников, которых немного, и берут они небольшие партии, вследствие чего происходит затоваривание склада. Книжные выставки, в которых компания регулярно принимает участие, показывают, что спрос на выпускаемую ими литературу есть. Нет канала доведения до потенциального потребителя.

«Выворачиванием рук» назвал Леонид Шипов, генеральный директор издательства «Аспект Пресс» (учебники для вузов, около 200 наименований), сотрудничество с большими товаропроводящими организациями, которые устанавливают свои условия без возможности их обсуждения. По его словам, не менее важной проблемой малых книгоиздательств является то, что им приходится содержать такую же инфраструктуру, как и большой компании: склад, производственный отдел, бухгалтерию, отдел рекламы и пр. Вначале Л. Шипов пытался создать объединение предпринимателей-коллег, чтобы объединить ресурсы и минимизировать накладные расходы, но ничего из этого не вышло.

«Чтобы удержать цены при сегодняшней кризисной ситуации, при уменьшающемся сбыте производства, мы должны сократить накладные расходы. Как я ни пытался это сделать, ничего не получилось: аренда склада и офиса дорожает, растут зарплата, типографские расходы. Чтобы все это оплачивать, я должен выпускать пять книг в месяц. Если выпускать меньше – сразу вырастает розничная цена издания. А конкуренты не спят».

Дмитрий Кудинов, директор по логистике издательско-книготоргового объединения «Юрайт», занимается не только изданием книг (в его ассортименте порядка 700 наименований), но и их продажей. Он рассказал коллегам, как работает их компания в этой области. Особых условий по скидкам в нынешних условиях «Юрайт» своим партнерам не ставит. Есть расчеты, показывающие, какой должна быть доходность, и на поставляемые издания просто делается наценка. Покупать книги или вносить предоплату компания сейчас не может, поэтому деньги возвращают по реализации.

Проблемы собравшихся на круглый стол предпринимателей, с одной стороны, разные, а с другой – похожие. Решать их надо по-разному, и как один из выходов Елена Емельянова, руководитель Международного маркетингового центра (ММЦ), входящего в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы, предложила «книжникам» участие в деловых миссиях по регионам России. Отбираются московские производители из разных отраслей, 20-25 человек, предоставляют информацию о том, куда бы они хотели поехать, какой объем продукции хотели бы сбыть, и за два месяца до поездки начинается работа по организации этой поездки. 63 российских филиала ММЦ делают экспресс-анализ, который показывает покупательную способность населения, наличие конкурентов и интересантов – оптовиков, магазинов – в данном регионе. Далее идет предконтрактная подготовка, которой занимаются также региональные ММЦ. Она включает в себя представление продукции, и когда производители приезжают, набирается пять-семь потенциальных партнеров, с которыми уже ведется речь о заключении контрактов. Деловая миссия проходит в течение двух дней и хороша еще тем, что московское правительство оплачивает всю маркетинговую часть, а также половину стоимости проезда и проживания участников. Такие поездки в два-три раза эффективнее, чем любая выставка, и предприниматели, уже принимавшие в них участие, высоко оценивают результаты и стремятся опять попасть в этот проект.

Что касается затратности инфраструктуры издательств, то, как сказала Е. Емельянова, единственный выход для небольших издательств – объединение. Не слияние, а некий консорциум, когда вместе держит сознание выгоды от совместной работы, взаимные договоры, разделение затрат по инфраструктуре, выведение бухучета на аутсорсинг и пр.

Также Елена Емельянова рассказала о создании коллективного бренда (с сохранением марок и отдельных юрлиц), которым сейчас занимается ММЦ. Но мероприятие это очень затратное, на самоокупаемость выйдет не раньше чем через 3-4 года, и без государственной поддержки малые предприятия его не осилят.

Все участники круглого стола были единодушны в том, что для того чтобы пережить кризис, нужно объединяться. Что это будет за сотрудничество, в какой форме - покажет время.

По материалам газеты "Деловая Москва"

Интересные ссылки:

Еще по теме:

Метки: , , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8