Михаил Иванов: «Внешняя поддержка выпуска книг — это часть нашей бизнес-модели»
Предлагаем вашему вниманию интервью Михаила Иванова, генерального директора издательства «Манн, Иванов и Фербер», которое он дал специально для проекта PublishIT.
О ситуации на рынке деловой литературы
— Издательство «Манн, Иванов и Фербер» — относительно молодой игрок на российском книжном рынке, тем не менее, за достаточно короткий срок сумевший завоевать репутацию профессиональной и инновационной компании. Насколько сложно было войти на рынок, который в середине 00’х годов уже более-менее сформировался?
— Для нас запуск книжного издательства был вопросом не денег, а самореализации. Наши первые книги мы сами переводили, редактировали и оформляли. У всех трех издателей уже был довольно большой опыт писателей и переводчиков.
— А Вы бы рискнули сделать аналогичную попытку сейчас, в 2009 году?
— Конечно, сейчас сложнее выйти на рынок профессиональной литературы, но и это возможно при наличии идеи. Барьеры на вход на этот рынок очень невысоки. Если у вас есть 10-15 тысяч долларов на издание одной книги, то можете попробовать.
— Сектор деловой литературы считается в России одним из немногих динамично развивающихся сегментов книжного рынка. В каком направлении идет это развитие, каковы тенденции в издании бизнес-литературы?
— Сейчас, на мой взгляд, наиболее востребованы популярные книги на стыке психологии, саморазвития и бизнеса. Прошла мода на книги по стратегии и массивные исследования консультантов и профессоров. Люди хотят быстрых ответов на простые вопросы.
— На Ваш взгляд, долго ли будет продолжаться этот рост?
— Думаю, что наш рынок ждет стагнация из-за спада потребления книг в целом.
— Некоторое время назад ваше издательство приобрело права на выпуск книг серии
— Да, оправдала. Наш портфель стал значительно богаче за счет книг Джима Коллинза, Фанков, Тома Питерса. Кроме того, мы стараемся строить наши отношения со студентами и выпускниками Стокгольмской школы. А это довольно значимая база читателей.
— «Книга в месяц», как декларируется на вашем сайте — это много или мало для вашего издательства? Вы сознательно не увеличиваете объем выпуска? По какой причине?
— «Книга в месяц» — это было нашей сознательной политикой в течение нескольких лет. Мы выпускали только одну серию книг, и найти подходящие издания для нее было очень непросто.
Недавно мы вышли в сегмент подарочной литературы с книгами «Речи, которые изменили мир» и «Компании, которые изменили мир». Это было очень удачным ходом. Наша лояльная аудитория очень хорошо восприняла эти книги.
Кроме того, мы запускаем серию по популярной психологии, рабочее название которой «Не только бизнес».
Так что в 2009 году мы будем выпускать три серии —
О перспективах книгоиздания и новых форматах
— Сейчас только ленивый не говорит о смерти печатной книги и торжестве электронных форматов. Каково Ваше мнение на этот счет?
— Мы уже около года продаем большую часть наших книг в электронном виде. Пока это очень небольшой рынок. Я связываю его развитие с появлением недорогих устройств для чтения.
Что касается аудиокниг, то здесь есть серьезная проблема пиратства. Мы боремся с пиратами, но в целом даже при этом продажи аудиокниг без носителя не очень высоки.
— Переход на электронные форматы, распространение произведений через сеть Интернет тесно связаны с вопросами авторского права, в частности, переосмыслением понятия «копирайт». Сейчас сообщество разделилось на два лагеря: одни считают, что несмотря на новые форматы копирайт в его изначальном значении — незыблемая константа, вторые уверены, что без кардинальной революции в области авторского права всем «духовным» отраслям (музыкальная и киноиндустрия, программное обеспечение, книгоиздание) развиваться дальше будет очень сложно. Какой лагерь Вам ближе?
— Я уверен, что понятие копирайта изменится, но пиратство, связанное с развитием Интернета сильно подрывает все, что касается создания интеллектуальной собственности.
Финансовый кризис и книжный рынок
— Пожалуй, ни одно интервью сейчас не может обойтись без вопроса о кризисе. Как сильно сказались финансовые катаклизмы на вашей компании? Не секрет, что именно небольшие издательства пострадали (или пострадают) больше всего.
— Дело в том, что небольшие издательства могут существовать даже в самые тяжелые времена за счет того, что большая часть работы делается самими собственниками, и поэтому постоянные издержки будут стремиться к нулю, а уже существующий портфель может обеспечивать хоть и небольшой, но постоянный денежный поток.
В этом смысле наибольшая угроза существует для средних издательств, имеющих высокие фиксированные издержки на персонал и офис.
— Какие шаги вы предпринимаете для преодоления последствий кризиса?
— Мы значимо снизили все возможные издержки – на производство, персонал, связь, хранение книг. Я удивляюсь, почему мы не сделали это раньше.
При этом мы стараемся развивать прямые продажи так, чтобы не быть зависимыми от оптовиков. С самого начала мы не использовали офис, а это тоже существенная часть затрат обычного издательства.
Кроме того, мы сократили производственную программу, заморозив ряд проектов с потенциально низкой оборачиваемостью. Так, например, мы решили пока не издавать отличную книгу про Гарвардскую школу бизнеса, которая мне самому очень нравится.
— Каким вы видите отечественный книжный рынок через полгода? Произойдут ли серьезные структурные изменения?
— Думаю, что полгода — очень маленький горизонт даже в кризисные времена. Возможно, крупные издательства купят средних игроков. Хотя вряд ли это будут крупные сделки. Кроме того, я ожидаю большей кооперации между издательствами и торговцами.
«Необычное издательство»
— Издательство «Манн, Иванов и Фербер», пожалуй, одним из первых в России начало активно продвигать сервис под условным названием
— Действительно, практически каждая наша книга поддержана той или иной компанией. Это часть нашей бизнес-модели. Поскольку мы делаем немного книг, мы можем найти партнера практически для каждой из них. От такого сотрудничества выигрывают все – и партнер, и издатель, и читатель, поскольку партнер покрывает часть издержек на выпуск книги, и она обходится дешевле.
— Вам никогда не заказывали т.н. «скрытый продакт-плейсмент» в книгах?
— Нет, никогда. Однажды в книге Игоря Манна «Маркетинговая машина» в главе, посвященной отбору директора по маркетингу, была страница рекламы хедхантингового агентства, занимающегося поиском директоров по маркетингу. Это была реклама в явном виде.
— А прочему у вас нет офиса? Разве это не вредит имиджу компании? Да и переговоры с авторами и партнерами иногда нужно где-то вести.
— Нет, имиджу это не вредит. И даже наоборот. С помощью современных технологий мы научились управлять всеми процессами удаленно. Переговоры и встречи можно спокойно провести в уютной кофейне. Вообще в работе без офиса есть масса преимуществ. Я как-то написал об этом статью
— Корпоративный блоггинг — дань моде? Не слишком ли много времени он отнимает, ведь в
— Корпоративный блог – это отличное средство коммуникации с читателями. И Игорь, и я имеем богатый опыт работы с текстами, да и просто мы любим делиться своими впечатлениями и идеями, поэтому ведение блога для нас не в тягость.
— Какие блоги или сайты из ваших закладок вы можете порекомендовать читателям?
— Я регулярно читаю блоги
— А какая книга, выпущенная «МИФом» - самая любимая?
— У меня нет одной любимой книги, но особенно близки
(c) Материал Publishit.ru. Копирование без ссылки на источник запрещено.
Оставить комментарий