В Московском государственном университете печати прошло совещание работников книжной индустрии. По приглашению Б.В. Ленского, заведующего кафедрой книжного бизнеса, и А.А. Столярова, декана факультета издательского дела и журналистики, в аудитории на Садовой-Спасской собрались профессионалы книжного дела, чтобы обсудить насущные вопросы.
Участникам дискуссии было предложено определиться с терминологией. Что же такое кризис, как его идентифицировать, как его понимать? Для отрасли само слово «кризис» отнюдь не ново. По замечанию Г.В. Кожевникова, главы издательства «Терра», кризис перепроизводства на книжном рынке уже давно, неплатежи розницы и рост ренты только усугубляют его. Все это уже системный кризис.
А.Ф. Коган, главный маркетолог издательства «Рипол Классик», отметил, что в 1998 году нам уже случалось пережить мощное финансовое потрясение. И этот печальный эпизод продемонстрировал, что на книгоиздание финансовый кризис влияет крайне слабо. Тогда из-за падения рубля по отношению к доллару в основном пострадали издательства, работающие с зарубежной литературой. В будущем, цены на бумагу серьезно повысятся, а книгоиздателям удастся остаться на плаву за счет выпуска дешевых книг в мягкой обложке. При этом спрос на деловую и экономическую литературу резко сократится, в то время как большей популярностью станет пользоваться развлекательная и познавательная литература.
Не все с этим прогнозом согласились. Так, например, Кожевников сказал, что спрос на книги в мягкой обложке давно удовлетворен, а Б.А. Кузьмин, президент МАП, первый зам. ген. директора полиграфического комплекса «Пушкинская площадь», заверил, что цены на бумагу уже упали на 7–10 %, и это, по всей видимости, не предел. Б.А. Кузнецов, директор ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник», выразил опасение, что результатом кризиса станет сужение культурного окружения книги, а хорошая книга будет вымываться с рынка. Однако российские издатели могут быть спокойны в вопросе импорта: отечественную книгу нельзя заменить привозной в силу специфики этого продукта.
В.Д. Синянский, глава издательского дома «Инфра-М» рассказал о выводах и антикризисных мерах в его компании. По его мнению, данные, которые брал для своих докладов Олег Новиков, можно оспорить. У всех переменных только один источник — Минфин. Вопреки прогнозам, уже сейчас снижаются цены на бумагу (до 10 %), на полиграфические услуги (5–7 %), есть даже некоторые сдвиги на рынке недвижимости. Кризис 98 года существенно отличается от сегодняшнего — тогда он касался только России, а теперь — всего мира.
В нынешней ситуации крайне важную роль играет кризис доверия: когда весь мир лихорадит, инвесторам в последнюю очередь придет в голову вкладывать свои деньги в российские компании. Таким образом, на книжном рынке веяния глобального кризиса неощутимы (спрос снизился только в городах, где пострадали градообразующие предприятия), но зато они ощутимы на рынке финансовом — сейчас практически невозможно перекредитоваться, а процентные ставки стали неподъемными. И если одни говорит, что пессимистичный сценарий кризиса — это стагнация, то другие допускают и отрицательный рост (до — 20 %). В связи с этим, с нового года «Инфра-М» сократит расходы, а с середины февраля будет пересматриваться политика в соответствии со складывающейся обстановкой в стране.
Наталия Юмашева, заместитель генерального директора сети магазинов «Московский Дом Книги», напротив, крайне позитивно смотрит в будущее. «Конечно, 2009 год не будет настолько хорошим, как предыдущий, — отметила Наталия, — Мы не рассматриваем кризис как нечто страшное». В магазинах сети спада продаж не наблюдалось, выручка осталась на запланированном уровне, снизились только продажи дорогих подарочных изданий. А сокращение штата планировалось с целью оптимизации работы независимо от кризиса.
Оставить комментарий