Вячеслав Ухов: «И в период кризиса у книги неплохие шансы»
Предлагаем вашему вниманию аналитический прогноз, касающийся перспектив традиционного книгоиздания в условиях экономического кризиса и нарастающей конкуренции со стороны электронных носителей. Своим мнением по этому поводу с PublishIT.ru поделился Вячеслав Григорьевич Ухов, PR-директор компании «Топ-Книга».
Именно в кризисное время стали особенно видны сильные стороны книги и книжной отрасли, более того: они настолько очевидны, что этому могут позавидовать все другие отрасли. Взять хотя бы предновогоднюю торговлю, выпавшую на начало кризисного периода, она показала, что интерес к книге не только не упал, а совсем наоборот: в условиях ограниченности денежной массы потребители в поисках престижных подарков обращались именно к хорошей по содержанию и качественно изданной книге. Коллеги-книготорговцы из нескольких регионов страны сообщили в прессе о достигнутом приросте оборота в прошедшем декабре. И это обстоятельство в некотором роде оказалось приятной неожиданностью для книжного рынка, застывшего было в ожидании чего угодно, но только не хороших новостей.
Люди, понимающие и отдающие должное книге как источнику знаний (извините за пафос), как средству приятного времяпровождения, и, наконец, как неотъемлемому атрибуту полноценной духовной жизни, всегда читали и будут читать во все времена, тяжелые и не очень. Литература занимает устойчиво высокое место на шкале ценностных ориентаций современного человека, поскольку она являет собой сравнительно недорогое, но эффективное и длительно действующее средство формирования спокойствия и жизненного оптимизма. Она дает своим читателям, пожалуй, главное — возможность ощутить многогранность окружающего и понять, что этот мир, пропитанный кризисом и не столь приятный сегодня, не весь такой: в нем всегда можно отыскать и позитивные проявления. А ведь такой подход к восприятию окружающего особенно полезен в кризисных состояниях: люди читают книги и находят в них если не прямые ответы на свои вопросы, то уж, как минимум, идеи, формирующие их позитивное отношение к жизни, рецепты выживания, способы решения личных проблем.
Жаль, но такие представления о покупательском поведении далеко не всеми разделяются, и, как результат, в книжной отрасли все чаще и громче звучат голоса скептиков. Мне кажется, причины упаднических настроений лежат не только в экономической области — они и в особом отечественном менталитете, унаследовавшем поведенческие стандарты недавнего прошлого: пришла беда — не высовывайся, причитай как все, авось откуда-то со стороны (Бога, государства, заграницы) помощь таки и придет. Однако, есть и еще одна, чисто «внутрицеховая» причина: с той самой поры, как мне довелось впервые профессионально столкнуться с книжным рынком, только и приходится слышать о его нездоровье, о том, что сама книжная отрасль у нас не более чем падчерица в глазах правителей и отцов-руководителей современной отечественной индустрии финансов.
Предсказания и спекуляции о приближающемся конце книги и всего книжного рынка не прекратились даже после того, как капитал из этой самой большой индустрии, хоть и по каплям, но начал просачиваться в книжную отрасль. Возможно, в представлении многих из тех, кто занят книжным бизнесом, пессимизм является наиболее подходящим углом зрения, когда речь заходит о восприятии своего рынка.
В последнее время масла в этот огонь добавили дискуссии о скором наступлении эры электронных книг, пришествие которых способно буквально заново перекроить ныне сложившийся книжный рынок, оставить на нем лишь авторов, да провайдеров контента — интересненький такой ландшафт. Чтобы не вступать в довольно бесплодные дискуссии по этому поводу, в двух словах о своем представлении: книга, или лучше принцип книги, имеет уже многовековую историю развития, и последние статистические данные книготорговли, национальные и мировые, свидетельствует о том, что сколько-нибудь скорый финал этой истории пока не предвидится.
Вместе с тем, это ни в коей мере не означает, что на книжном рынке не грядут какие-либо, в том числе и структурные, изменения. Следует ожидать, что издатели, наполнившие рынок электронными версиями книг, станут уже не столь остро, как прежде, нуждаться в сбытовом звене в нынешнем его виде. Используя современные коммуникации и электронные форматы, они будут проявлять все больший интерес и к распространению произведенного ими же самими контента. В свою очередь, книготорговцы, располагая более точной и адекватной информацией об актуальных потребностях и их пространственном распределении по рынку, начнут активнее включать в свои технологии и издательский цикл, организуя собственное производство наиболее востребованных покупателями книг. Как бы не случилось, очевидно главное — грядущее усиление рыночной конкуренции со стороны электронных версий.
Однако, в конечном счете, и она, эта самая конкуренция, как и кризисная ситуация в целом, несет для книги больше шансов, нежели рисков. Главное, понять, как этой ситуацией, по-деловому и не особо мешкая, воспользоваться, и выстроить эффективную бизнес-стратегию.
В ней должно быть заложено адекватное системное представление о новом бизнес-продукте, а именно: электронная книга лишь расширяет предложение книжной торговли, она элемент ее будущей конструкции, не более того. В отличие от музыкальной индустрии, где приход CD, MP3 и других носителей практически вытеснил виниловые пластинки, печатные и электронные книги способны и, я уверен, успешно сосуществовать на рынке. Как две версии носителя контента, различающиеся своими достоинствами и недостатками. Соответственно, восприятие потребителем этих особенностей и будет формировать его предпочтение того или иного продукта или их совмещение.
Совсем недавно, в конце января, шеф Amazon Джеф Безос, представляя свое усовершенствованное устройство для чтения электронных книг, особо отметил эффект синергии продаж таких технических средств со сбытом книг печатных (Wall Street Journal, 27.01.2009). А в интервью столичной газете он, в частности, заявил: «Те, кто приобретают устройства для чтения, не только не отказываются от обычных книг, они покупают их больше, чем обычно. Выявленное соотношение таково: на 1,6–1,7 покупаемых электронных книг приходится одна дополнительно приобретенная книга в печатной версии» (Washington Post, 29.01.2009).
Немного замешкавшиеся на старте игроки европейского книжного рынка ныне стараются наверстывать упущенное. В начале февраля руководитель онлайн-бизнеса крупнейшего немецкого оптовика Libri Пер Дальхаймер сообщил о том, что с 11 марта нынешнего года в предложении
Надо сказать, что с позиции участников книжного рынка: издателей и книготорговцев — бизнес с электронными версиями помимо особенностей восприятия текстов и ощутимых (пока) цен имеет еще один довольно существенный риск: их, в отличие от версий печатных, легко изготовить пиратским способом. Во всяком случае, опыт других отраслей об этом свидетельствует: мировая музыкальная индустрия, оборот которой сегодня оценивается примерно в 3,7 млрд. долларов, буквально стонет от пиратства, а в России, по последним оценкам экспертов, 95% музыки в сети получают «в обход кассы». Это очевидное доказательство того, что в реальных условиях полностью исключить возможность пользования неоплаченным контентом (на жаргоне «халявой») на е-книжном рынке исключить невозможно. Библиотекари, основная институциональная группа, отстаивающая эксклюзивную правомерность безвозмездного использования контента, даже выдвинули умиротворяющую формулу: «Дигитализация — путь к демократизации знаний».
Вместе с тем, для бизнеса пиратство в сети является серьезным аргументом, решающим фактором, сдерживающим распространение электронных книг, в особенности в наших российских условиях, и его влияние продлится до тех пор, пока не будет найдено действительно эффективное политическое, правовое, техническое, нравственное решение этой, прежде всего, социальной проблемы. Но, несмотря на все трудности и нерешенные проблемы, электронные издания в России сегодня уже появились, рынок возник, он существует и мало-помалу развивается, и я не вижу причин, почему бы и книготорговым компаниям в нем не поучаствовать. Безусловно, далеко не всем это под силу, особенно сейчас, но кто-то же должен начинать: лидерами не называются, ими становятся и постоянно подтверждают это звание…
Вячеслав Григорьевич Ухов, PR-директор компании «Топ-Книга»
(c) Publishit.ru. Копирование без ссылки на источник запрещено.
У кризиса глаза велики :)
Лично я не думаю, что электронная книга стенет помехой книге обычной настолько, чтобы представлять для последней “опасность”. Читать электроные книги и читать книги обычные - большая разница. Нетрудно видеть, что интерес к электронным книгам зиждется более на новизне и престижности обладания устройств для их чтения, чем на интересе к самому процессу чтения. К тому же чтение эл.книг утомительно, если книга большая по объёму; с ней не очень удобно валяться на диване, не у всех зрение позволяет читать такие книги долго. Вообщем, есть несколько принципаильно ничем неустраняемых причин, по которым эл. книга, как всякое новшество, займёт лишь определённую нишу в рынке но не весь рынок.
Не так давно говорили, что интернет вытеснит газеты; до этого говорили, что радио вытеснит газеты. Теперь говорят, что электроника вытеснит книги…
Думаю, что эл.книга, когда перестанет быть экзотикой, войдёт в обиход как носитель технической информации - для этого она наиболее подходит и тут действительно, книге трудно будет выдержать с ней борьбу.
И вот что ещё любопытно - срок работоспособности эл-книги и обычной книги очень разнится. Обычная книга работает для читателя в светлое время суток, Эл книга - только пр наличии питания, следовательно, не везде её можно с собою взять. более того устройство чтения эл. книг вешь имеющая свойство дешеветь, и следовательно, терять в глазах обладателя статус престижности, а вот книга, хорошо вполненная (не клейка, конечно) это - вещь значимая. Хочу обратить внимание на интерент публикации - интернет служит как пы проводником к книге. Длинных статей в интернете никто не читает, а найдя что для себя нужное, стараются после этого найти книгу. Обычную книгу. И совершенно я согласен с приведенными утверждениями Джефа Безоса, который говрят о том, что эл. книга потянет за собою читателя к книге обычной.
Из-за своей ёмкости, устройство чтения книг, возможно, будет служить некоей расширенной базой из которой читатель станет выбитать то, что ему захочится прочесть в бумаге.
Присматривались ли вы к тому, как покупатель ведёт себя в книжном магазине? Разве не замечали, что он не удовлетворяется прочтением одной заметки (аннотацией). Читатель знает, что заметка - реклама, призыв купить книгу, и потому листает её страницы с желанием узнать в общих чертах о чём она, то ли это, что он ищет?
Имея маленькую квартиру и большую личную библиотеку, недавно стала пользоваться эл. книжкой. Во-первых интересно попользоваться новым гаджетом. Во-вторых, купленные книги некуда ставить - если только что-то отдать или аккуратно сложить около мусорного контейнера во дворе. Опять же, иногда хватишься - по работе - какой-то книги, а ее и нет (такое уже бывало), да в общем-то и жалко - к корешкам привыкаешь,как к родным.В-третьих, читать по эл. книжке можно, если тебя интересует ТОЛЬКО текст (а в магазине за него нужно отдать рублей 600) или в магазине нужной книги нет.
В-четвертых, эл. книга НИКОГДА не заменит бумажную, с крепким корешком, с волшебно пахнущими краской страницами.Повертеть в руках, посмотреть последнюю страницу. Полистать туда-сюда.А если еще иллюстрации! Побродить в книжном магазине между полками… Если только это не “Буква” - оттуда сразу хочется выйти, как из лавки “Секонд-хэнд”.
Ведь не отказались мы от мясного бульона, потому что есть бульонные кубики.
И еще. Чтобы пользоваться эл. книжкой под рукой должен быть компьютер. А это все еще недешевое удовольствие (как и сама эл. книжка)…
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама