Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Маркетинговое исследование «Потребительские предпочтения на рынке книжной продукции»

29 Апрель 2009 Нет комментариев

Большинство москвичей, вне зависимости от образования и уровня дохода, покупают 1—2 книги в месяц. Об этом свидетельствуют опубликованные недавно результаты телефонного опроса, проведенного компанией «inFOLIO Research Group» летом прошлого года. В опросе приняли участие 500 человек в возрасте от 18 до 86 лет.

Данные «inFOLIO Research Group» примерно совпадают с показателями, полученными «РосБизнесКонсалтингом» (РБК) в ходе своего осеннего онлайн-опроса. Так, РБК назвал наиболее активной читательской аудиторией людей в возрасте от 30 до 50 лет. По опросу «inFOLIO», в возрастных группах среди покупателей книг лидируют люди 36—50 лет — 29,5% от общего числа опрошенных. Высока и доля тех, кому от 51 до 65 лет — 19,2%. Таким образом, чаще всего книги покупают люди среднего и старшего возраста (от 36 до 65 лет) — 48,7%. Далее следуют возрастные группы: 28—35 лет — 18,6%, 16—21 год — 12,0%, 22—27 лет — 10,4%, от 66 лет и старше — тоже 10,4%.

Подтверждается и вывод о том, что женская аудитория интересуется книгами больше мужской. Телефонный опрос «inFOLIO» показал, что женщины приобретают книги почти в два раза чаще мужчин — 64,3% против 35,7%. Этот опрос подтвердил еще одну традиционную тенденцию: книги чаще покупают люди с высшим образованием.

Средняя сумма, выделяемая на покупку книг в месяц, как и следовало ожидать, растет в зависимости от доходов опрошенных. В группе с доходом до 15 тыс. руб. в месяц эта сумма составляет примерно 1050 руб., с доходом от 15 до 30 тыс. руб. в месяц — 1280 руб., 30—40 тыс. — 1300 руб., свыше 40 тыс. — 1800 руб. С увеличением возраста эта сумма уменьшается от 1800 до 500 руб.

Максимальная сумма, которую потребители готовы заплатить за издание художественной литературы, — 400 руб. Две трети опрошенных (66,3%) предпочитают книги в твердом переплете. Для трети (33,9%) оформление обложки не имеет никакого значения. Электронными книгами интересуются 2,2% респондентов.

Рейтинг разделов литературы у потребителей, по данным опроса, следующий: художественная — 41,1%, учебно-методическая — 27,7%, научная — 23 %, детская — 22%, энциклопедии — 11,4%, издания о досуге — 7,2%. В разделе художественной литературы потребители предпочитают покупать книги современных авторов — как российских (39,2%), так и зарубежных (24,3%). В художественной литературе наиболее популярными являются исторические романы (26,3%), детективы (22,6%) и фэнтези (21%). В нехудожественной — книги по истории и культуре (в т.ч. издания по философии и искусству).

Рисунок 24. Потребительские предпочтения по направлениям книжной продукции
Потребительские предпочтения по направлениям книжной продукции

Основным источником информации о книгах для москвичей являются Интернет и межличностное общение (по 21,6%), далее следуют печатные издания (14,1%). 28,3% потребителей выбирают книгу непосредственно в месте покупки. Почти половина респондентов (48,1%) постоянно обращает внимание на аннотацию в книге. Чуть меньше опрошенных (40,5%) важным фактором покупки называют информацию об авторе.

Специализированные книжные магазины как место приобретения книг пользуются наибольшей популярностью у всех возрастных групп респондентов — в среднем 63,5% называют их наиболее предпочтительным каналом. Далее следуют уличные лотки (9,4%) и Интернет (6,4%). Для сравнения — по опросу РБК книжные магазины предпочитают 73% москвичей, за ними следуют супермаркеты (22%) и Интернет-магазины (19%).

Однако опрос «inFOLIO» выявил нюансы, отражающие особенности потребительского поведения отдельных возрастных групп. Так, Интернет как канал приобретения книг занимает второе место в возрастных группах от 28 до 35 лет (9,1% опрошенных) и от 16 до 21 года (8,9%). Причем чаще всего этот канал используют люди с ежемесячным доходом свыше 40 тыс. руб. Уличные лотки являются основным (после книжных магазинов) каналом книгопокупки для людей в возрасте от 51 до 65 лет (13,6%), от 36 до 50 лет (9,2%) и от 22 до 27 лет (8,3%). Для пенсионеров (от 66 лет и старше) вторым после книжного магазина местом приобретения книг является почта — 10,9%.

Рейтинг книжных магазинов Москвы, по опросу потребителей, имеет следующий вид: «Библио-Глобус» (24,7%), «Новый книжный» (22,9%) и «Московский Дом Книги» (20,3%). При этом большинство респондентов моложе 36 лет предпочитают магазины сети «Новый книжный» (в среднем порядка 25% в каждой возрастной группе). 26,1% в группе от 51 до 65 лет также называют магазины «НК» наиболее предпочтительным местом.

«Библио-Глобус» пользуется наибольшей популярностью в группе от 36 до 50 лет — 29,6%, «МДК» — от 51 до 65 лет (23,2%) и старше 66 лет (22,2%). Среди потребителей, лояльных к магазинам сети «Буква», преобладают 16—21 летние — 14,6%. Магазины «Топ-книги» («Лас-Книгас», «Литера», «Книгомир», «Пиши-Читай») имеют небольшой рейтинг (в среднем на уровне 4—6%), однако в «пенсионной» группе (66 лет и старше) 14,8% респондентов назвали своим любимым местом книгопокупки «Книгомир».

Приобрести исследование в полном варианте можно на сайте "inFOLIO Research Group"

Источники: inFOLIO Research Group и Книжное Дело

Еще по теме:

Метки: ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8