Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

За кем пойдёт читатель?

1 Июль 2009 8 коммент.

Главной интригой книжной индустрии сегодня стал вопрос, за кем пойдёт читатель: за производителями литературы развлекательного или скорее публицистического и научного характера, серьезной интеллектуальной прозы. С этим вопросом сайт Полит.ру обратился к издателям и их авторам.

Кризис заставит людей думать

Когда ситуация в той или иной степени стабильна, человеку свойственно расслабляться, смотреть на мир сквозь гламурные розовые очки, не утруждая себя изучением ситуации вокруг. Но кризис потребует от людей иного подхода: те, кто захотят выжить, должны будут сбросить с себя сонное состояние, думать и работать с удвоенной энергией. А для этого им понадобятся и соответствующие книги. На наш взгляд, будут востребованы книги по антикризисному управлению, по выживанию в условиях кризиса, прикладная юридическая и финансовая литература. То же самое и в сфере средств массовой информации: востребованными будут те газеты и журналы, которые предложат читателю наиболее точные сведения о происходящем, а не пропаганду.
Дмитрий Лобанов, генеральный директор издательства «Книжный мир»

Человек, выросший на комиксах, не возьмется за Фейхтвангера

Привычка к чтению вообще и чтению литературы того или иного рода, формируется в детстве – семейным укладом, кому как повезет в школе с учителем словесности. С течением времени возможны и даже, наверное, неизбежны изменения в настроении и мировоззрении и, соответственно, в читательских пристрастиях, но ограниченные, не выходящие за некие рамки. То есть, человек, выросший на комиксах, не возьмется вдруг за Фейхтвангера и не переключится на книги по философии, истории или на поэзию – для этого у него не хватит интеллектуального бэкграунда, да и просто не возникнет такой потребности. Во всяком случае, такие метаморфозы не могут быть массовыми, статистически значимыми, заслуживающими того, чтобы издатели учитывали их при выработке стратегии. Нынешний кризис - конечно, сильный внешний фактор воздействия на сознание, но и он, мне кажется, не сможет радикально изменить уже сложившуюся ситуацию. Да, если говорить о периодике, мы видим сегодня рост тиражей бизнес-изданий, и это, наверно, может указывать на неизбежный, но быстротечный всплеск интереса к сегменту книг о бизнесе, но не более того. В целом, распределение «книжных» интересов консервативно и, думаю, останется без особых изменений: и при смене вех люди будут читать, в основном, то, к чему привыкли, что дает им душевный комфорт или интеллектуальное удовлетворение. Другими словами, рынок сегментировался и устоялся, так что читатель пойдет за тем, за кем и шел.
Юлия Жеглова, редактор отдела журнала «Компания»

Издатель должен обслуживать массу и элиту

Сегодняшняя ситуация в сфере книгоиздания поразительно похожа на то, что было в XVIII веке. Налицо резкое расслоение читательской массы. На одном, нижнем, полюсе оказываются широчайшие слои полуобразованных и вовсе необразованных людей, которые тоннами потребляют достаточно низкопробную литературу. На другом, верхнем, полюсе вызревает крайне немногочисленный читатель raffiné, требующий литературы лабораторного, экспериментального характера, интеллектуальной и эзотерической, сочетающей мастерство слова и напряженный поиск новых смыслов (и конкурирующей на этом поле с наукой). Ручеек подобной литературы очень тонок, но и крайне востребован в данной среде, наиболее чуткой и влиятельной. Его роль, между прочим, еще и в том, что именно в подобных экспериментах вывариваются рецепты литературы завтрашнего дня. В то время как массовый невзыскательный читатель требует приключений, фантастики, дешевых чудес, примитивной эротики, сдобренных примитивными же (псевдо)научными концепциями. Каков читатель, такова и литература. По мере имущественного расслоения бывшей советской более-менее однородной аудитории, а также по мере накопления различий в качестве образования верхних и нижних слоев населения, указанное разделение книжного потока на лавину массового чтива и тонкий ручеек элитарной литературы будет углубляться и усиливаться. Издатель должен учитывать данную закономерность и взять четкий ориентир на обслуживание, с одной стороны, масс (это принесет деньги), а с другой стороны - узкого слоя духовно-интеллектуальной элиты (это принесет славу).
Александр Севастьянов, политолог, кандидат филологических наук, автор книги «Диктатура интеллигенции против утопии среднего класса"

Нам не нужно обманываться

Издатели бизнес-литературы надеются, что в кризисное время люди начнут больше думать и читать. Уверен, что это будут делать не более всё тех же 7-8% активных людей, которые интересовались серьезной литературой и раньше. Сложность заключается в том, что основанная масса людей думать по-прежнему не хочет. Почему? Потому, что мышление – это тоже труд и изменить отношение к нему от «не хочу» до «могу и буду», как бы нам этого ни хотелось, быстро невозможно. Для этого нужны длительные периоды времени и кропотливая работа многих институтов общества. Занимаясь ежедневно практическим бизнесом, я часто сталкиваюсь с позицией людей, не готовых к труду и принятию ответственности за его результаты: «это не моё дело», «для этого есть начальники», «пусть думает мой босс, а я буду выполнять», «мне всё равно» и т.д. И разве кризис сможет заставить изменить такую позицию? Люди, которые еще вчера не умели и не хотели думать, сегодня вдруг начнут это делать? Они начнут интересоваться деловой литературой? Я в это не верю. И нам не нужно обманываться по этому поводу. Это инертная масса. Она всегда была и будет в любом социуме. Для нашего – проблема в том, что такой массы у нас слишком много. Для неё бизнес-литература так и останется чем-то непонятным, ненужным и далеким. Такие люди предпочитают, как писал Ж.Сартр: «…. приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это даёт повод дуться на весь мир».
Сергей Шпитонков, бизнес-консультант, автор книги «Коммерческий директор: философия выживания в офисных джунглях»

Умная книга уходит в Интернет

В последние 3-5 лет наблюдалась тенденция роста продаж и появления бестселлеров на рынке интеллектуальной литературы. Читатель испытывал потребность в литературе, которая позволяла получить определенный объем информации, способствовала развитию личности. Бестселлерами становились такие книги, как «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт, «Смарагдовое ожерелье» Джанет Глисон, книги Бернара Вербера. Люди интеллектуальных профессий, которые с начала перестройки и все 90-е годы испытывали финансовые трудности, в последние годы начали зарабатывать и, соответственно, тратить на книги гораздо больше.

В последние полгода ситуация стала резко меняться – во время кризиса у интеллигенции первой возникли финансовые проблемы. Рынок интеллектуальной литературы начал проседать.

Другая опасная тенденция – книжные магазины в период кризиса сокращают ассортимент книжной продукции, в первую очередь, ассортимент интеллектуальной литературы. Приоритет отдается наиболее рейтинговым позициям и новинкам – книгам, которые позволяют обеспечить максимальную рентабельность с квадратного метра площади. Умная книга уходит в Интернет.

Чего больше захочется читателю в тяжёлые времена – засыпать или просыпаться? Данные книжных продаж, к сожалению, дают неутешительный ответ: самой большой популярностью среди читающих пользуются приключенческая литература, «женские» детективы и фэнтези. Современный читатель все больше начинает впадать в спячку, и финансовый кризис только усугубляет это желание.
Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия»

Сильные сорвут куш

Серьёзная пресса, деловая и общественно-публицистическая литература всегда были властителями дум. Кажется, сейчас для дум больше причин, чем для развлечений. Таким образом, можно предположить, что в период кризиса многие издательства и СМИ при правильном подходе смогут вернуть читателя, восстановить свой статус экономического и общественного навигатора.

Рынок печатной продукции, как и любая отрасль, испытавшая дыхание кризиса, будет структурирован по принципу «качества». Сильные усилятся, слабые сойдут со сцены. Вероятно, кризисный отбор приведет к тому, что выжившие и усилившиеся лидеры будут собирать урожай без помех со стороны аутсайдеров, которые перестанут портить рынок и сбивать с толку рекламодателя. Субъектов рынка станет меньше, сами они – больше. Подешевеют авторы и журналисты, покладистее станут полиграфисты и распространители, сконцентрируются на меньшем количестве адресов рекламные и тиражные поступления. И уж тем более в фазе выхода из кризиса через полтора года сильные, устоявшие производители сорвут куш.
Андрей Мирошниченко, главный редактор журнала «Банковское обозрение»

Источник: Полит.ру

Еще по теме:

Метки: , ,

8 коммент. »

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    “За кем пойдёт читатель?
    С этим вопросом сайт Полит.ру обратился к издателям и их авторам.”

    Простите, но вызывает улыбку то, что за ответом обратились к издателям и авторам.
    Лучше об этом спросить самих читателей.
    Трудно?
    А как же?
    Но несколько часов грамотного общения с покупателем в торговом зале дает больше информации, чем инфо из любых статей.

    Простите, если кого обидела. Ничего личного.

    Есть причина,корень, а есть следствие.
    Бороться со следствием - зря тратить время.
    Найти причину - избавиться от многих проблем.

  • admin (author) пишет:

    И у читателей недавно спрашивали

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Админу.
    Учителя?
    Они немного другие, это не те, кто не читает и не ходит в книжные магазины.
    Это те, которые ходят часто, спрашивают, интересуются, советуют, предлагают. Они берут что-то особенное, они не берут бесты.
    С ними приятно общаться и всегда узнаешь что-то новое.
    Их немного, но они знают тебя по имени.
    А ты немного стесняешься, потому что у них нет бейджика на груди , как у тебя. Со временем, все равно знакомишься.
    Это они кладезь.

  • Сергей Х. пишет:

    > Клара Хасанова

    Читатель очень разный. Если его (их) опросить, то получится, как в той притче - когда слепых мудрецов попросили описать слона: один потрогал его за хвост - и сказал, что он похож на змею, другой потрогал за ногу - и сказал, что слон это дерево и т.д.

    Поэтому волей-неволей приходится спрашивать у тех, кому виден рынок в целом и кто следит за изменениями на нём.

    А читательскую массу с успехом опрашивают ВЦИОМ, Левада-центр и т.д.

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Сергей
    Я согласна с вами, что читатель очень разный, но
    Последние два-три года рынок сверху стал виден не очень хорошо, иначе бы не было кризиса.
    Именно вид сверху привел к перепроизводству.
    Вы согласны?

  • Ira Kaplan пишет:

    Цитата: “человек, выросший на комиксах, не возьмется вдруг за Фейхтвангера и не переключится на книги по философии, истории или на поэзию – для этого у него не хватит интеллектуального бэкграунда, да и просто не возникнет такой потребности.”

    Если Фейхтвангер бы дожил до наших дней, то от комиксов его было бы не оторвать. Но ему не повезло. А если серьезнее, то роль Фейхтвангера в литературе 20 века изрядно переоценена унылой советской интеллигенцией и его потеря будет малотравматична. Фицджеральда было бы потерять куда печальнее, но он в схему как раз и не укладывается, так как является человеком Голливуда. А как известно, “человек, выросший на фильмах Голливуда, не возьмется вдруг за основательные романы-эпопеи Петра Проскурина и Мухтара Ауэзова и не переключится на книги по философии, истории или на поэзию – для этого у него не хватит интеллектуального бэкграунда”.

  • Сергей Х пишет:

    Клара, согласен с Вами, но лишь отчасти.

    1. Рынок стал хуже просматриваться сверху не 2-3, а 4-5 лет назад. Тому есть множество причин, одной из которых стало то самое перепроизводство, о котором Вы совершенно справедливо говорите.

    2. Вины экспертов тут практически нет. Гонка “Кто больше издаст книг, пусть даже маленькими тиражами!” началась по объективным причинам. Например, потому, что многие издательства не ориентировались на читателя, а банально “осваивали бюджеты” (гранты, транши госструктур, крупных компаний, частных лиц; я уж не говорю о медиа-поддержке крупнейшими СМИ многих издательских проектов, по сути своей совершенно пустых (яркий пример - писатель Минаев)). Естественно, когда есть производители, которым лишь бы “гнать породу”, не заботясь её качестве, рынок начинает затовариваться и замутняться. Единственным выходом из этой ситуации становится тактика “перегоним всех!”. Вот и гнали…

    3. Тот факт, что рынок стал хуже виден сверху отнюдь не означает, что он стал лучше виден снизу. Думаю, снизу, у читателей схожие процессы идут. Лично я как читатель не могу сформулировать, какие книги мне нравятся и что именно я хочу читать в дальнейшем.

  • Сергей Х пишет:

    Согласен, что роль Фейхтвангера преувеличена. Как и роль Драйзера.

    За Фицжеральда ничего не могу сказать, ибо тут у меня пробел в кругозоре. :-)

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8