Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Мышкины слёзы

27 Август 2009 7 коммент.

Александр Милицкий ("Компьютерра") продолжает размышления о будущем книгоиздания и нелегкой судьбе современного писателя.

Как мы уже выяснили, написание книги как источник заработка является оправданным в случае, если гонорар составит порядка 170 тысяч рублей. Речь идет, напомню, о книге объёмом около 400 тысяч знаков и авторе с производительностью 5 тысяч знаков за рабочий день. Это относится к книге совершенно любого содержания, – будь то художественный роман, научная монография или руководство по бизнесу. На практике при издании на бумаге типичный гонорар не слишком раскрученного автора составляет порядка 17 тысяч рублей - т.е. в 10 раз меньше. Попробуем разобраться, – исправит ли ситуацию электронное книгоиздание? Разумеется, мы будем говорить о сегодняшних российских реалиях.

На данный момент практически единственным доступным инструментом для продажи книг в электронной форме является сайт "Литрес" (назвать его "электронной библиотекой" у меня, все же, не повернётся язык, – это, по сути, электронный книжный магазин). Практически любые попытки продавать электронную книгу иным путем или, тем более, самостоятельно – являются маргинальными и несерьёзными.

Большая часть ассортимента "Литреса" представляет собой электронные версии книг, уже изданных на бумаге. Они продаются на основании договоров с соответствующими издательствами и, вообще говоря, нас не интересуют. Нам интересны произведения, предложенные "Литресу" непосредственно их авторами.

Такой автор получает 33% суммы, вырученной с продаж его произведения (по сравнению с бумажной публикацией это очень недурно, – там, напоминаю, типичная ставка составляет 7% от оптовой стоимости тиража; вдобавок, в данном случае процент берется не от оптовой, а от конечной цены, которую платит покупатель). Цена продажи может быть, в принципе, установлена автором, – однако чаще это делает уполномоченный сотрудник "Литреса". Второй вариант, вероятно, является более предпочтительным, – ведь компания заинтересована в максимизации прибыли и, базируясь на своем обширном опыте, будет устанавливать такие цены, чтобы как можно значительнее увеличить объём продаж.

Теперь посмотрим на цены в этом сетевом книжном супермаркете. Они начинаются приблизительно от 20 рублей за экземпляр для не слишком популярных изданий с учетом скидок и акций, – но это лежалый товар, мы его рассматривать не будем. Роман Донцовой на "Литресе" можно купить за 36,82 рубля; учебное пособие по информационному праву – за 35,70 рубля в рамках акции (без акции цена составляла 51 рубль); в разделе деловой литературы стандартные цены составляют 85 – 129 рублей. Иначе говоря, в зависимости от жанра и конъюнктуры, автор получит от 12 до 43 рублей с каждого проданного экземпляра, – что намного приятнее по сравнению с типовыми 3,5 рублями при бумажном книгоиздании.

Однако благосостояние автора при этом напрямую зависит от числа проданных экземпляров, – как у нас обстоят дела с электронной книготорговлей? Некоторую информацию, касающуюся продаж "Литреса", любезно предоставил Олег Колесников. По его словам, бестселлеры магазина уходят за время пика продаж в количестве 1000 – 2000 экземпляров. Иначе говоря, если вы написали такой бестселлер, и он при этом продается по цене 129 рублей, – есть шанс заработать 86 тысяч. Сумма приличная, – хотя до искомых 170 тысяч рублей не дотягивает вдвое. Однако в данном случае мы взяли наиболее лакомый – и наименее сбыточный вариант. Основная масса беллетристики предлагается на "Литресе" по ценам порядка 35 – 40 рублей, и даже бестселлер принесет автору при этом всего лишь около 25 тысяч рублей, что недалеко ушло от бумажного книгоиздательства. Но авторы бестселлеров неплохо ощущают себя при любом способе издания, – те же Донцова или, например, Лукьяненко отнюдь не бедствуют. А как обстоят дела с основной массой произведений? По словам Колесникова, основная часть книг уходит в количествах 100 – 200 экземпляров, что даже в случае высокой продажной цены (для специальной литературы) принесёт автору, скорее, моральное удовлетворение.

Самое же печальное заключается в том, что хорошо продаются на "Литресе" электронные версии бумажных книг. Появление книги на полках обыкновенных книжных магазинов играет роль рекламной кампании даже в том случае, если издательство не особо тратилось на продвижение нового продукта. (Тут надо в скобках отметить, что в этом случае отчисления от электронных продаж далеко не обязательно достигают автора, – все зависит от содержания авторского договора, заключенного с издательством.) Электронный же "самотёк" продается довольно скромно, что и неудивительно – прежде чем найти и купить книгу, потенциальный читатель должен узнать о самом факте её существования, да ещё и убедиться, что она ему нужна. А фанатов, перерывающих груды новинок в поисках жемчужного зерна, не так уж много, и погоды они не делают. Сарафанное радио может оказаться эффективным каналом продвижения, но ему нужен достаточно сильный начальный толчок: чтобы порекомендовать кому-то понравившуюся книгу, человек должен сначала сам её прочитать. В какой-то степени проблему может решить бесплатная рассылка автором текста лидерам мнений в надежде, что они потратят время на прочтение и не поленятся черкнуть о прочитанном пару строк в своих блогах, – но на температуру в целом по больнице это вряд ли повлияет. Вдобавок, этот способ ограниченно годен для малотиражной специальной литературы: лидеры мнений в профессиональном сообществе, получившие текст бесплатно, составят изрядную долю потенциальных читателей, и может получиться так, что, при всех позитивных оценках, продавать книгу будет уже некому.

В общем, без грамотно организованной рекламной кампании издаваться чисто электронным способом для автора окажется ещё менее доходно, чем публиковаться на бумаге. А успешная реклама требует умения либо денег, а лучше – и того, и другого. В обыденной "бумажной" жизни этим занимаются издательства, успевшие накопить немалый опыт такого рода деятельности. Автору-одиночке же, – если он не является хорошо раскрученной знаменитостью, чью каждую новую книгу ждут ещё до того, как она написана, – приходится уповать только на собственные скромные силы. Как правило – безуспешно. Вот и получаются мышкины слезы.

Александр Милицкий
Источник: Компьютерра

Еще по теме:

Метки: , , ,

7 коммент. »

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    “читатель должен узнать о самом факте её существования, да ещё и убедиться, что она ему нужна”

    хорошо описана часть процесса движения книг, особенно стадия “убедиться, что она ему нужна”
    на этот пункт могут уйти десятилетия.

    :)

    Сезон в полном разгаре, если появились деньги у розницы, значит часть перепадет издательствам
    плюс подготовка к ярмарке
    короче, все работают
    а мне безумно хочется писать.
    У нас наконец-то наступило лето, настоящее, знойное.
    Созрели яблоки и ранетки.
    Красные твердые ранетки и напыщенный “белый налив”, с прозрачным сочным боком. Мне нравится держать такое яблоко в руках и пытаться посмотреть сквозь кажущуюся прозрачность.
    Ничего не видно - каждый раз огорчаюсь я .

    Ой, отвлеклась, оставлю.
    Всем удачи!

  • Алина пишет:

    От 20 руб. стоит в Литресе не залежалая книга, а меньшая по объему. Один автор пишет на твердый переплет по 10 авторских листов, а другой - 7 -8 алок, что изначально расчитано на покет.
    Вот и разница в цене - по объему скаченных байтов.
    Многие любовные романы Эксмо, выпушенные в покетах, - небольшие по 7-8 алок. К примеру, серия Комедийного любовного романа. Отсюда и цена ниже. А качество отличное.

  • Александр Касьяненко пишет:

    То есть вы хотите сказать, что цена электронной книги зависит от байтов так же, как от бумаги? или от объема времени, затраченного автором на написание? Тогда Акунин должен стоить дешевле Тютькина, если последний разразился романом на 800 страниц) Или я чего-то не понял?

  • Алина пишет:

    У авторов-проектов свои особые договора с эл.библиотекой.
    А у простых смертных авторов, которых там подавляющая масса, именно так, по байтам и цена.
    Могу по большому секрету добавить, что они еще остаются и должны.

  • Павел Баскаков пишет:

    Вот поэтому “электронному автору” интереснее всего публиковаться БЕСПЛАТНО, т.е. Free!
    В качестве примера приведу себя (пусть это прозвучит и нескромно, но я за популяризацию полностью бесплатной литературы, а не условно-бесплатной):
    http://peterburg2.ru/articles/1060/#/attachment/856Q2fyUpvpF/700×438/bookbaskskov.jpg

  • Александр Касьяненко пишет:

    Понятно)
    Т.е. Литрез берет денег за регистрацию продавца?

  • Алина пишет:

    Не знаю. Лично мне выплачивался аванс через издательство.
    Но поверьте, если автор не раскручен, то это смешные деньги. Скачек на Литресе мало, все новинки каким-то образом моментально появляются в бесплатных библиотеках.
    Так что название статьи и сам текст попадает просто в точку!

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8