Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Олег Филимонов: «Книготорговая сеть сокращается, как шагреневая кожа»

26 Август 2009 6 коммент.

Ассоциация книгоиздателей России – АСКИ – некоммерческая профессиональная организация. Создана 17 апреля 1990 года. В настоящее время объединяет около 200 издательских организаций различных форм собственности. Основным направлением своей деятельности считает защиту общих прав и интересов российских книгоиздателей.
На вопросы "Литературной Газеты" отвечает вице-президент АСКИ Олег Филимонов.

– Олег Васильевич, ваша ассоциация существует с 1990 года, то есть почти два десятка лет. Что за это время удалось сделать и какие планы остались нереализованными?

– Ассоциация прошла несколько периодов развития, как и наше общество за последние 20 лет. Ведь она была основана ещё в советское время, когда существовала совершенно другая ситуация с книгоизданием. Разумеется, наша организация менялась, адаптируясь к ситуации, а в какие-то моменты и сама пыталась эту ситуацию изменить. Главной стратегической задачей была помощь отечественному книгоизданию – в правовом, организационном, финансовом плане. Это – в разной мере – осуществлялось. Но жизнь не стоит на месте. Вот сейчас, к примеру, очень сложный период для книгоиздания в связи с кризисом, и этот фактор подталкивает нас к определению и решению новых задач, о которых мы пару лет назад и не думали. Но я не без удовлетворения должен отметить, что и сейчас, спустя 19 лет после основания, ассоциация остаётся нужной. Потребность в её существовании очевидна. Собственно, во всех развитых странах есть подобные структуры, которые занимаются тем же, чем и мы.

– А вы могли бы назвать основные проблемы, с которыми в своей деятельности сталкивается ассоциация?

– Одна из таких проблем, которая вообще влияет на отечественный книгооборот, имеет специфический характер, – это огромная территория Российской Федерации. Мы сейчас объединяем около 200 издательских организаций. Но в силу того, что они разбросаны по всей стране, со многими из них отношения у нас чисто виртуальные. Учитывая расстояния и немалые транспортные затраты, очень сложно наладить иную связь, кроме как по Интернету. Такая связь у нас со многими издательствами Дальнего Востока и Восточной Сибири, хотя они, наверное, в большей степени нуждаются в нашей поддержке, чем те, что расположены ближе к Москве или Санкт-Петербургу.

Другая проблема – нынешняя финансовая уязвимость средних и малых издательств, а таких подавляющее большинство.

В этих условиях мы пытаемся совместно обсуждать опыт и методы повышения издательской конкурентоспособности, проводим встречи за круглым столом по экономическим вопросам с приглашением ведущих специалистов, научно-практические конференции, правовые семинары и консультации.

– Неужели региональные власти об этом не думают и не оказывают издательствам никакой помощи?

– Состояние экономики некоторых регионов таково, что у местной администрации – областной или краевой – не всегда имеется возможность поддерживать свои издательские структуры. В некоторых областях вообще нет издательств. Были когда-то, а теперь нет. Соответственно это отрицательно сказывается на работе местных библиотек, на образовательной системе, по большому счёту – на информированности, культуре подрастающего поколения данного региона, формировании его патриотических взглядов. Понимаете, изъяны издательской политики в стране в целом и в конкретном регионе не так сиюминутно заметны, но могут отрицательно сказаться позже на национальном самосознании.

– А если говорить в целом о поддержке государства?

– Государственных издательств сейчас практически не осталось. Ну за исключением некоторых учебных издательств и тех региональных, которые получают социальные заказы и выпускают книги на языках народов России. Но в целом это где-то около 5% всех издательств страны. Есть Федеральная целевая программа частичного финансирования важных издательских проектов. А в основном издательства сейчас находятся в стихии коммерции. Это действительно стихия, потому что как-то спрогнозировать ситуацию и угадать, на какие книги делать ставку и на что завтра будет спрос у читателя, очень сложно. И наиболее тяжко приходится, конечно, маленьким издательствам, у которых серьёзные проблемы по части реализации книг. У нас ведь в стране давно уже нет единой структуры, которая занималась бы книгораспространением. Поэтому книга, вышедшая, предположим, в Вологде, практически не имеет шансов попасть не только в Москву, но и в соседний регион. А как выжить издательству, если оно не может продать свою продукцию? Книготорговая сеть сокращается, как шагреневая кожа. Вот сейчас у нас около трёх с половиной тысяч книжных магазинов по стране – это в два раза меньше, чем было в начале 90-х годов.

Сокращаются книготорговые площади, сокращается число магазинов даже в областных центрах, а в районных городах их нередко нет совсем. Эта проблема имеет два аспекта: возможность получения информации о выходящих в стране книгах, наличие единого объективного информационного канала и возможность купить нужную книгу или получить её в библиотеке. И то, и другое сегодня практически отсутствует.

– И что же делать?

– Тут несколько решений. Первое – ввести льготы для издательской деятельности. В целом ряде европейских стран существует давно установившаяся практика, когда для издательств вводятся налоговые послабления. Между прочим, в соседней с нами Украине сейчас принят закон о временной отмене налога на добавленную стоимость для издательской продукции, относящейся к культуре. Это очень правильное решение. У нас в середине 90-х годов тоже действовал подобный закон, что позволило большинству изданий остаться на плаву во время памятного дефолта. Поэтому когда речь идёт о помощи книгоиздателям, мы не говорим о каких-то финансовых отчислениях из бюджета, но принятие такого закона в России сейчас, в разгар кризиса, пришлось бы очень кстати.

– 1 сентября откроется съезд вашей ассоциации. Чего вы ожидаете от этого события?

– Разные вопросы предстоит поднимать. Наиболее важный – это вопрос консолидации издателей. Корпоративность нам жизненно необходима. Кроме того, будем обсуждать новые методы нашей работы, делиться опытом. Ну и, конечно, говорить о возможности лоббирования интересов книгоиздателей на государственном уровне. О возможности пробить те законы, которые помогут не только издателям, но и читателям, а стало быть, всей России.

Беседовал Игорь Панин
Источник: Литературная Газета

Еще по теме:

Метки: , ,

6 коммент. »

  • Андрей пишет:

    Небольшое уточнение. В Украине нулевая ставка НДС для ВСЕХ книг, изданных здесь. При этом льгота распространяется на весь цикл книгоиздания и книгораспространения. Плюс к этому, есть льгота по налогу на прибыль для издателей и распространителей. Это очень помогает в развитии отрасли.

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Кто бы спорил, что льготы помогают держаться на плаву книжному сообществу.
    У нас в Барнауле книжные магазины исчезли когда ввели налог с продаж на книги.
    Потом отменили льготу на коммунальные, аренду и прочие прелести.
    И из 13 магазинов “ДО” , остались два.
    Сейчас все магазины частные, вновь купленные, полностью на рыночных ценах, получил какие-то деньги сверх оплаты долгов и выбираешь заплатить за текущий ремонт, за нововведения или закупить побольше книг, не которые хочет покупатель, а которые хочу я, чтобы зашли в магазин и тихо выдохнули: “Ах”
    У меня до дефолта был открыт отдел в торговом центре,многие покупатели приходили как музей, полюбоваться альбомами по искусству.
    Одна пожилая женщина подошла и тихо сказала:” Как жаль, что я в стареньком пальто, я переоденусь и обязательно приду сюда еще. Здесь так красиво!”
    Прошло десять лет, а на альбомы по искусству так и не хватает денег.

    Деньги.
    Деньги, как в анекдоте:
    - Если миллион получишь, что сделаешь?
    - Долги отдам
    - А остальные?
    - А остальные подождут.
    И мы так же. Планируем расходы на квартал вперед, вот если…,
    то …

    Что будет дальше?

  • Ira Kaplan пишет:

    Цитата: “В некоторых областях вообще нет издательств. Были когда-то, а теперь нет.”
    Вопрос: А кому в таком случае министерства культуры и министерства образования таких областей передает свои заказы на подготовку и издание книг? (Хотя бы по т.н. “региональному компоненту” учебников.) Значит хлебные заказы идут соседям. Какая в сущности разница, кто готовит эти книги. Главное, чтобы они были у читателей этих “несчастных” регионов

  • Ira Kaplan пишет:

    Почему все жалуются на отсутствие книжных магазинов в местечках и поселках городского типа. Почта-то есть. Заходите на Озон либо Амазон и заказывайте, что душе угодно. Напрягитесь немного, чтобы стать современными людьми.

  • букс пишет:

    вот спасибо

    идет он лесом ваш озон амазон со своими ломовыми ценами

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Ира
    В регионах нет денег, чтобы напрягаться.
    Такая глушь, что легче напиться и забыться.
    Это не оправдание, это факт.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8